КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ РЕБЁНКА?

«Зачем нужно развивать дикцию ребёнка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится». Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи ребёнка, как шепелявость, нечёткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребёнка со временем не превратилась в «речевую кашу».
Понятие «дикция» включает чёткое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребёнка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, чёткая и грамотная речь — элемент успешности ребёнка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Причинами плохой дикции у детей могут быть:
нарушение произношения звуков;
отсутствие некоторых звуков в речи;
замена глухих звуков на звонкие;
сокращение длинных и сложных слов;
перестановка слогов местами;
смягчение звуков;
замена звуков на сходные по звучанию.
В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. А также бывает, что ребёнок правильно произносит все звуки, но говорит, словно «каша во рту». В этом случае для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой и выполнение специальных упражнений.
Эффективные упражнения для развития дикции:
1. Резко опускать нижнюю челюсть перед зеркалом. Повторить 10 раз. Это важно для того, чтобы во время разговора рот открывался широко и свободно, чтобы не возникало впечатления проговаривания сквозь зубы.
2. Сложить губы «пятачком», вытянуть вперед и вращать губами — влево, вправо, вниз, по кругу.
3. Медленно произносить поочередно звуки И и У: и-у-иу-и-у. Повторить 10 раз.
4. Чтение шепотом и медленно любых чистоговорок и скороговорок.
Да-да-да- из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
Аш-аш-аш- у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща- мы несем домой леща.
5. Произносить без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ!
Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ!
К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!
6. Произносить трудные сочетания звуков:
ТЛЗ ДЖР ВРЖ МКРТЧ КПТ КФТ
КТЩ КЖДА КЖДЭ КЖДУ КШТО
7. Быстро нараспев произносить скороговорку:
На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … и т.д.
При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Побеждает тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее число Егорок.
8. Упражнения с пробкой от шампанского:
Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ти-ди (пробка зажата зубами, губы над пробкой).
«Пальчики здороваются»: си-зи в пробку.
Выбрасываем ноги по очереди, в пробку каса-косо.
Присаживаемся, в пробку бяки-буки.
Прыгаем с ноги на ногу, в пробку: чуки-чаки.
Мягкие прыжки в сторону: туки-таки.
Хлопаем в ладоши: эники-бэники ели вареники.
Прыгаем вверх: лап-тап-падида-дудап.
Хлопаем в ладоши: от топота копыт пыль по полю летит.
«Фонарики» — вращаем кистями, в пробку: ли-лэ.
Успехов в работе над дикцией!