ПРЕПОДАВАТЕЛИ И АДМИНИСТРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

НОВОСТИ

КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ РЕБЁНКА?


«Зачем нужно развивать дикцию ребёнка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится». Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи ребёнка, как шепелявость, нечёткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребёнка со временем не превратилась в «речевую кашу».

Понятие «дикция» включает чёткое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребёнка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, чёткая и грамотная речь — элемент успешности ребёнка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • нарушение произношения звуков;

  • отсутствие некоторых звуков в речи;

  • замена глухих звуков на звонкие;

  • сокращение длинных и сложных слов;

  • перестановка слогов местами;

  • смягчение звуков;

  • замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. А также бывает, что ребёнок правильно произносит все звуки, но говорит, словно «каша во рту». В этом случае для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой и выполнение специальных упражнений.

Эффективные упражнения для развития дикции:

1. Резко опускать нижнюю челюсть перед зеркалом. Повторить 10 раз. Это важно для того, чтобы во время разговора рот открывался широко и свободно, чтобы не возникало впечатления проговаривания сквозь зубы.

2. Сложить губы «пятачком», вытянуть вперед и вращать губами — влево, вправо, вниз, по кругу.

3. Медленно произносить поочередно звуки И и У: и-у-иу-и-у. Повторить 10 раз.

4. Чтение шепотом и медленно любых чистоговорок и скороговорок.

  • Да-да-да- из трубы бежит вода.

  • Ша-ша-ша- мама моет малыша.

  • Ют-ют-ют- очень любим мы уют.

  • Аш-аш-аш- у Ирины карандаш.

  • Ща-ща-ща- мы несем домой леща.

5. Произносить без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

  • П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ!

  • Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ!

  • К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!

6. Произносить трудные сочетания звуков:

  • ТЛЗ ДЖР ВРЖ МКРТЧ КПТ КФТ

  • КТЩ КЖДА КЖДЭ КЖДУ КШТО

7. Быстро нараспев произносить скороговорку:

  • На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … и т.д.

При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Побеждает тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее число Егорок.

8. Упражнения с пробкой от шампанского:

  • Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ти-ди (пробка зажата зубами, губы над пробкой).

  • «Пальчики здороваются»: си-зи в пробку.

  • Выбрасываем ноги по очереди, в пробку каса-косо.

  • Присаживаемся, в пробку бяки-буки.

  • Прыгаем с ноги на ногу, в пробку: чуки-чаки.

  • Мягкие прыжки в сторону: туки-таки.

  • Хлопаем в ладоши: эники-бэники ели вареники.

  • Прыгаем вверх: лап-тап-падида-дудап.

  • Хлопаем в ладоши: от топота копыт пыль по полю летит.

  • «Фонарики» — вращаем кистями, в пробку: ли-лэ.

Успехов в работе над дикцией!

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.