МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
РОДИТЕЛЯМ
УЧЕНИКАМ
РАСПИСАНИЕ
1 урок 8.30-9.10 перемена 10 минут
2 урок 9.20-10.00 перемена 20 минут
3 урок 10.20-11.00 перемена 10 минут
4 урок 11.10-11.50 перемена 20 минут
5 урок 12.10-13.15 перемена 10 минут
6 урок 13.00-13.40 перемена 20 минут
7 урок 14.00-14.40 перемена 10 минут
8 урок 14.50-15.30 перемена 5 минут
9 урок 15.35-16.15
Расписание уроков в гимназии служит для сведения в единую взаимосвязанную систему обучающихся (обычно в виде школьных классов (учебных групп)), учителей, уроков (учебных предметов) и назначенных для проведения занятий мест – классов.
В 1-х классах обучение осуществляется по пятидневной рабочей неделе. Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий не превышает 21 ч.), отведённая на освоение обучающимися учебного плана, соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
В 3Б, 4б, 5-11 классах обучение осуществляется по шестидневной рабочей неделе. Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий в 3Б и 4Б классах не превышает 26 ч.), отведённая на освоение обучающимися учебного плана, соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня:
-
для обучающихся 1 классов – не должен превышать 4 уроков;
-
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
-
для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
-
для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
что соответствует требованиям п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Общий объём нагрузки в течение дня не превышает:
-
для обучающихся 1 классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счёт урока физической культуры;
-
для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры;
-
для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
-
для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.
Общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки для обучающихся не превышает требований, установленных п.10.5 в таблице 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объём приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
В расписании занятий учитывается дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся, а также шкала трудности учебных предметов, что соответствует требованиям п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится на вторник и (или) среду.
При составлении расписания использовалась шкала трудности предметов для 1-4 классов.
Ранговая шкала трудности учебных предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный, иностранный язык) 7
Окружающий мир, информатика 6
Русская (национальная) литература, литературное чтение, риторика, читательская грамотность 5
История 4
Изобразительное искусство, музыка, хоровое пение, фольклор, основы проектной деятельности 3
Технология, основы безопасности жизнедеятельности, основы театрального искусства, основы религиозных культур и светской этики, математика и конструирование 2
Физическая культура, хореография, ритмика 1
Наиболее трудные предметы в течение дня в расписании распределены следующим образом:
- для 1-х классов наиболее трудные предметы (математика, русский язык) проводятся на 1-2 уроках, что соответствует требованиям п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 (приложение 3, таблица 1), п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;
- для 2-4 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2-3 уроках, что соответствует требованиям п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 (приложение 3, таблица 1), п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Чередование различных по сложности предметов в течение дня и недели в расписании занятий следующие:
- для обучающихся 2-4 классов основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры, что соответствует требованиям п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10.
При организации обучения в 1х классах в 1 полугодии используется «ступенчатый» режим обучения, что соответствует требованиям п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10:
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока в день по 40 минут каждый).
ВНИМАНИЕ! С целью обеспечения полноты реализуемых программ учебных предметов последними уроками проводятся занятия в нетрадиционной форме: урок-игра, урок-сказка, урок-экскурсия, урок- драматизация, урок-путешествие и т.п.
- в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели для обучающихся 1-х классов предусмотрены облегчённый учебный день в четверг, в этот день отсутствует урок математики. Проводятся экскурсии по окружающему миру, что соответствует требованиям п. 10.11 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, что наибольший ее объём приходится на вторник и (или) среду. Для обучающихся 2-4 классов предусмотрен облегчённый учебный день в пятницу, что соответствует требованиям п. 10.11 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика 12
Геометрия, химия 11
Алгебра 10
Русский язык 9
Литература, иностранный язык 8
Биология 7
Информатика, экономика 6
История, обществознание, МХК 5
Астрономия 4
География, экология 3
ОБЖ, краеведение 2
Физическая культура 1
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся начальной школы основные предметы стоят 2-3 уроками, а для обучающихся II и III уровня образования – 2, 3, 4 уроками.
