УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

 

От конфликта  к примирению!

Разгневан потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

 Разбить любой рубин недолго и несложно,

 Но вновь соединить осколки невозможно.

.

                                                                                    Саади Ширази (ок. 1181-1291)

Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите дров, –

Тем больше вернётся тепла.

 

Омар Хайям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медиация одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны медиатора... (wikipedia.org/wiki/).

Кто же  может воспользоваться услугами службы медиации? Отвечаем – все! Участники конфликта, свидетели, родители (законные представители), обучающиеся, педагоги. ​

Если вы:

  • поругались или подрались,

  • у вас что-то украли, вас побили,  и вы знаете  обидчика,

  • если вас  обижают в классе  и т.д.,

вы можете обратиться в школьную службу медиации.

Работа службы  направлена на помощь в мирном разрешении конфликтов. Примирения могут проводиться службой только при добровольном участии  всех сторон  конфликта. Это альтернативный путь разрешения  конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу  не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать.  Их задача – помочь вам самим  спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

Условия, при которых конфликтная ситуация  может быть рассмотрена службой:

  • стороны признают своё участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся её разрешить;
  • желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике,  обсуждение на классном часе и т.п.).

  • если в конфликте участвуют учителя или родители (законные представители), на встрече  возможно  присутствие взрослого ведущего.

После  обращения в службу  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон; 

  • каким образом разрешить ситуацию;

  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

На встрече выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать своё мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Правовая основа деятельности школьной службы медиации

Школьная служба медиации создана на основе действующего законодательства в рамках ученического самоуправления. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.г., принятая Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, определяет ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:

• приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в т.ч. служб примирения);

• развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

• организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребёнком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

В статье 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создаётся «комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».

Служба медиации способствует реализации требований ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».

Профессиональный стандарт педагога: при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения». 

 


Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»

Согласно Федеральному закону от 27.06.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиаторы – это посредники, независимая третья сторона, ведущие встречи, которые помогают наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации, при этом медиаторы не являются судьями, адвокатами, прокурорами, воспитателями или советчиками, они занимают нейтральную позицию и не поддерживают ни одну из сторон.

 

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности. Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры. Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в т.ч. для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон. Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребёнка.

Служба школьной медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей), прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребёнка на медиативный подход. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнёров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребёнка.

Зачем нужна медиация в гимназии?

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Типичные способы реагирования на конфликты:

  • Самостоятельные разбирательства,  инициированные самими несовершеннолетними;

  • Замалчивание;

  • Разбирательства с участием представителей администрации организации, родителей (законных представителей), работников гимназии и т.д.

Конфликт, решённый непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимоудовлетворяющее решение  и  приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует (содействует  конфликтующим сторонам) нейтральный посредник  – медиатор.

Куратор службы школьной медиации педагог-психолог Литвинова Альбина Васильевна (кабинет на 3 этаже). 

Обратиться к медиатору можно лично или позвонив по телефону и договориться о встрече.

Медиатор не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны  к примирению. Медиатор помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для  продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации  в будущем. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах. Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Миссия Службы школьной медиации – развить и закрепить как культурную традицию новую форму  реагирования на  конфликтную ситуацию.

Цель Службы медиации – развитие  восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи Службы медиации:

  • Ограничение  административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).

  • Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди работников гимназии, обучающихся и их родителей (законных представителей). 

Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон «за столом переговоров» в присутствии медиатора, который направляет беседу так, чтобы  встреча  не переросла в новый конфликт и взаимоудовлетворяющая договорённость была достигнута. При необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении) причинённого вреда. Ответственность за результат встречи лежит на её участниках. Важной ценностью и целью восстановительной медиации является работа по «очеловечиванию» взаимоотношений. Конфликт порождает в человеке чувство страха, злобу, ненависть, агрессию. В конфликте человек теряет способность слышать себя, поэтому ему так тяжело услышать другого.

Медиация  может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между несовершеннолетними и работниками гимназии, между родителями (законными представителями) и работниками гимназии, между детьми и родителями (законными представителями).

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода  является формирование безопасной среды. Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших обучающихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребёнка, уверены, что ему ничего не угрожает. От каждого из нас зависит, будет ли наша гимназия безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу гимназию безопасной. Школьная медиация создаёт основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Успешность переговоров  и положительные результаты во многом зависят от готовности участников конфликтов к конструктивному диалогу, хотя это  порой бывает очень непросто.  Сначала предстоит справиться со своими собственными негативными эмоциями – гнев, обида, досада, раздражение – чувства, которые возникают почти всегда в сложных отношениях с людьми. Эти чувства мешают критично оценить ситуацию, понять другого человека, ведут к разрушению отношений. Следующий важный шаг для участников  конфликта – понять чувства другой стороны, мотивы поступков и причины конфликта. А именно это и представляет сложность в переговорах.  Затем важно, проявляя взаимное уважение, терпение и некоторую степень мужества, признать свои обиды и ошибки, высказать их  в открытую, при этом не обижая человека и не усугубляя конфликтную ситуацию. Лишь благодаря этому люди могут найти  конструктивные решения сложных ситуаций. Это легко.

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,

что её интересы ущемляет, игнорирует другая сторона.

Уильям Линкольн

Межличностные отношения – важная составляющая жизни. В общении мы сами испытываем эмоции и вызываем различные реакции у других людей. Общение приносит не только радость, случаются ссоры и конфликты. Почти 80% конфликтов возникают помимо желания их участников, виной этому служат КОНФЛИКТОГЕНЫ (слова, действия, бездействие):

  • стремление к превосходству (сарказм, ухмылка, подшучивание, снисходительный тон)

  • категоричные высказывания, категоричный тон (критика, обвинение), навязывание своих советов, перебивание собеседника 

  • проявление агрессивности («аggressio» – нападение. человек с повышенной агрессивностью – «ходячий конфликтоген»)

  • проявление эгоизма (стремление человека добиваться чего-то для себя за счёт других)

  • обман или попытка обмана (средство добиться цели нечестным путём)

  • нарушение правил (этики, трудового распорядка, дорожного движения и др.)

  • неблагоприятное стечение обстоятельств (контакт с раздражённым человеком, невозможность выполнить обещанное, очередь, гололёд и т.п.)

Как правило, на конфликтоген мы стараемся ответить ещё более сильным конфликтогеном, это приводит к конфликту. Чтобы предотвратить конфликт, нужно правильно реагировать на конфликтоген.

 

Правила бесконфликтного общения

  • не допускайте конфликтогенов

  • не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген

  • проявляйте уместное сочувствие, сопереживание

  • будьте более терпимыми к недостаткам других

  • используйте способы снятия агрессивности:

пассивные – «поплакаться», выговориться; послушать музыку и т.п.

активные – любая двигательная активность (бег, ходьба, танцы, участие или наблюдение за соревнованиями).

 

Отсутствие возможности избавиться от заряда агрессивности не только вредно, но и мешает полноценно жить, работать. Делайте благожелательные посылы (похвала, комплимент, улыбка)!

Если конфликта не удалось избежать:

  • остановитесь. сосчитайте до десяти

  • дайте себе немного времени, чтобы оценить ситуацию

  • подумайте о последствиях выбора

  • если не удаётся справиться с раздражением, уйдите и побудьте наедине с собой некоторое время

  • не переходите на личности

  • делайте акцент не на том «кто виноват?», а на том «что делать?»

  • используйте такой способ разрешения конфликтов, как сотрудничество – совместное обсуждение позиций, выбор альтернативы выхода из сложившейся ситуации.

Радостного вам общения!

Главное, в споре:

  • Помните, что несогласие – это естественно.

  • Проявляйте интерес к новой точке зрения.

  • Будьте готовы к компромиссам.

  • Уступайте в мелочах и используйте юмор!

Правила поведения в конфликте:

  • Не стремитесь доминировать, во что бы ни стало.

  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

  • Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.

  • Критикуйте, но не критиканствуйте!

  • Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится

  • Традиции хороши, но до определённого предела.

  • Сказать правду тоже надо уметь!

  • Будьте независимы, но не самоуверенны!

  • Не превращайте настойчивость в назойливость!

  • Не ждите справедливости к себе, если Вы сами несправедливы.

  • Не переоценивайте свои способности и возможности.

  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

  • Проявляйте доброжелательность!

  • Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации

  • Реализуй себя в творчестве, а не в конфликтах!

Положение о школьной службе медиации в МАОУ Гимназия № 15

Школьная служба медиации – это команда взрослых и подростков, прошедших специальный курс подготовки, которая стремится разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом, даёт возможность конфликтующим сторонам понять друг друга и, по возможности, примириться.

Состав школьной службы медиации:

Литвинова А.В. – педагог-психолог МАОУ Гимназия № 15

Назарова Э.И. – заместитель директора по ВР МАОУ Гимназия № 15

Сенина Д.Е. – социальный педагог МАОУ Гимназия № 15

Мокрова Л.В – инспектор по защите прав ребёнка в МАОУ Гимназия № 15

Новицкая Т., Киселёва И., Жемчугова К., Поваляева Е., Землянская А . – обучающиеся 

Отчёт о работе службы медиации (примирения), созданной в гимназии

Если тебе от 11 до 18 лет, если ты интересуешься вопросами взаимоотношений между людьми,  если тебя привлекает психология, если тебе необходима помощь и поддержка профессионального психолога или просто дружеский совет, значит этот сайт для ТЕБЯ!

Источник: Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск. 1996

5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:

I. Соревнование (конкуренция) – «акула»;
II. Приспособление (улаживание) – «плюшевый мишка»;
II. Избегание (уклонение) – «черепаха»; 
IV. Компромисс – «лиса»;
V. Сотрудничество - «сова».

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.

 

I. Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.

В виде образа соревнование – это конкуренция «акула».

Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Тактические действия «Акулы»:
- жестко контролирует действия противника и его источники информации;
- постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
- использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
- провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
- выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
Качества личности:
- властность, авторитарность;
- нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
- ориентировка на сохранение того, что есть;
- боязнь нововведений, неоднозначных решений;
- боязнь критики своего стиля поведения;
- использование своего положения с цепью достижения власти;
- игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

 

II. Приспособление  – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии:если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Приспособление в виде образа – улаживание «плюшевый мишка».

Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны даёт нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей. Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сил противников. Если соотношение сил не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя». Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу. Бывают и такие случаи, когда нужно сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения. В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.
Тактические действия «Плюшевого Мишки»:

- постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;
- постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
- потакает противнику, льстит.
Качества личности:
- бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
- желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
- идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
- преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

 

III. Избегание.

Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, можно заняться чем-нибудь другим» - пишет американский психолог С. Кови), либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения (если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин). Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

В виде образа избегание можно представить как уклонение «черепаха». 

Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.
Стратегия поведения «Черепахи» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлечённость в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.
Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.
Тактические действия «Черепахи»:
- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
- избегает применения силовых приемов;
- игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
- отрицает серьёзность и остроту конфликта;
- систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
Качества личности:
- застенчивость в общении с людьми;
- нетерпение к критике – принятие её как атаки на себя лично;
- нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось, обойдётся»;
- неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

 

IV. Компромисс

Компромисс – это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

В виде образа компромисс – это «лиса». 

Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.
Тактические действия «Лисы»:
- торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
- использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
- ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».
Качества личности:
- предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
- настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
- ожидание мягких формулировок, красивых слов;
- желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

 

V. Сотрудничество

При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добится, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.

В виде образа сотрудничество – это «сова». 

Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
 

Тактические действия «Совы»:
- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
- ведёт подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
- обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;
- если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:
- в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
- положительно относится к новациям, переменам;
- умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
- использует свои способности для достижения влияния на людей. 

Лучшие способы разрешения конфликта

Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определённый стиль поведения.

Ниже даны рекомендации по использованию того или иного способа разрешения конфликта и указаны случаи, в которых данная стратегия поведения наиболее целесообразна.

Приспособление:

  • наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

  • предмет разногласия связан с более сложными проблемами по сравнению с теми, которые рассматриваются сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;

  • существует возможность позволить подчиненным действовать по собственному усмотрению, чтобы они приобрели навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;

  • необходимо признать собственную неправоту;

  • для отстаивания своей точки зрения требуются много времени и значительные интеллектуальные усилия;

  • вас не особенно волнует случившееся;

  • вы чувствуете, что важнее сохранить с оппонентом хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

  • вы понимаете, что итог намного важнее для оппонента, чем для вас.

Компромисс:

  • у сторон одинаково убедительные аргументы;

  • необходимо время для урегулирования сложных проблем;

  • необходимо принять срочное решение при дефиците времени;

  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приведут к успеху;

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

  • вас может устроить временное решение;

  • удовлетворение ваших требований имеет для вас не очень большое значение и вы можете несколько изменить поставленную в самом начале цель;

  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения с оппонентом, так как вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.

Сотрудничество:

  • необходимо найти общее решение, если каждый подход к проблеме важен и не допускает компромиссных вариантов;

  • целями обсуждения являются приобретение совместного опыта работы и получение широкой информации;

  • необходимы интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;

  • представляется важным усиление личностной вовлечённости в деятельность и групповая сплочённость;

  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

Пренебрежение (избегание):

  • источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;

  • необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

  • изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;

  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других более серьёзных проблем;

  • подчинённые могут сами успешно урегулировать конфликт;

  • напряжённость слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

  • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

  • у вас мало полномочий для решения проблемы или для решения желательным для вас способом;

  • немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Соперничество:

  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;

  • при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей правоте);

  • при взаимодействии с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль;

  • исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

  • вы обладаете достаточными полномочиями для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.

Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта: либо внести изменения в реальное положение дел в соответствии с ожиданиями оппонентов, либо попытаться изменить их отношение к нему.

 

Практически надо действовать в следующей последовательности:

  1. Создайте атмосферу сотрудничества. Во время первой встречи конфликтующих сторон, а затем при каждой последующей встрече стоит провести несколько минут в неофициальной беседе. Неплохо организовать чай, совместную трапезу или другое мероприятие.

  2. Стремитесь к ясности общения. Подготовьте к переговорам необходимую информацию. С самого начала договоритесь о терминологии, чтобы исключить разное понимание одних и тех же слов.

  3. Признайте наличие конфликта.Как ни странно, это бывает труднее всего. Человеческой натуре, к сожалению, свойственна такая черта: мириться с нетерпимым и не признавать очевидного. Следует открыто и честно заявить о существовании конфликта. Это избавит вас от неправильных рассуждений и даст свободу переговорам.

  4. Договоритесь о процедуре. Если конфликт неизбежен и видно, что он носит затяжной характер, не ведите бесплодные споры, договоритесь, где, когда и как вы начнете совместную работу по его преодолению. Лучше всего заранее оговорить, кто будет принимать участие в обсуждении. Поскольку «дома и стены помогают», хорошо собираться либо в нейтральном месте, либо по очереди у каждой из сторон.

  5. Определите границы конфликта. Стороны должны проанализировать ситуацию: в чем состоит конфликт, что каждая сторона вкладывает в него. Выясните, что каждая из сторон не видит и не признает, выявите мотивацию, личные амбиции, обиды, которые могут заслонить реальную суть конфликта и помешать его урегулированию. Сосредоточьтесь на конкретных действиях, требованиях сторон и спорных вопросах.

  6. Исследуйте возможные варианты решения. Широко известна техника «мозговой атаки»: высказываются любые предложения, которые фиксируются независимо от того, кто их автор. Ни одно из предложений не критикуется. Цель – выработать как можно больше вариантов решения задачи. «Дикая» идея после обсуждения может оказаться плодотворной, а может наоборот оказаться настолько дикой, что объединит стороны в ее отрицании, т.е. в конечном счёте, окажется полезной, поскольку поможет взаимопониманию и сближению позиций.

  7. Добейтесь соглашения.На этом этапе нужно обсудить и дать оценку высказанным предложениям, а затем выбрать наиболее приемлемое. Естественно, оно должно учитывать требования обеих сторон, т. е. быть соглашением. Необходимо составить протокол.

  8. Установите срок решения. Важно, согласовать и принять сроки.

  9. Воплощайте план в жизнь. Меры по осуществлению решения нужно включать в заключительный документ переговоров. Желательно приступать к мерам по урегулированию конфликта сразу же после заключения соглашения. Отсрочки могут вызвать сомнения и взаимные подозрения сторон.

Очень важно научиться правильно реагировать и минимизировать последствия, чтобы сохранить гармонию внутри себя и относится к столкновениям и спорам, как к естественному явлению жизни. Помните, что конфликтом необходимо научиться управлять, тогда он не разрушает, а созидает. Берегите отношения!

 

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск,

ул. Карла Маркса, 93

 

 

 

 

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.