УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера. 

Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Уникальность курса. Взаимодействие ребёнка, родителей и учителя, школы по жизненно важным вопросам: Что такое человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает?

Ценностные ориентиры курса

  • Ценность жизни

  • Ценность человека

  • Ценность добра и истины

  • Ценность семьи

  • Ценность труда и творчества

  • Ценность социальной солидарности

  • Ценность гражданственности и патриотизма

ВЫБОР МОДУЛЯ

Родителям будущих четвероклассников предстоит выбрать новый предмет для своих детей >>>>

 

 

Ежегодно в  Красноярском крае организуется работа среди родителей (законных представителей) по обеспечению свободы выбора обучающимися и родителями модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Внимание! Выбор должен быть свободный, добровольный, информированный. С этой целью в школах в установленные сроки проводятся родительские собрания с приглашением представителей традиционных религиозных организаций, в т.ч. Красноярской митрополии. 

C 1 сентября 2012 года курс ОРКСЭ преподаётся во всех школах России. Содержание всех модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. 

 

Основные принципы концепции преподавания курса ОРКСЭ

  • Светский характер преподавания курса ОРКСЭ

  • Отсутствие катехизации в курсе ОРКСЭ

- не  пропагандируются религиозная идеология и религиозный образ жизни; 

- не предусматривается обучение религии и исполнение религиозной практики (обрядов);

- не ставится цель приобщить детей к религиозной жизни (воцерковление).

  • Культурологический подход в преподавании модулей курса ОРКСЭ

-   Религия рассматривается как часть мировой культуры. Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности. 

Общие уроки во всех модулях:

  • «Россия – наша Родина»

  • «Любовь и уважение к Отечеству»

  • «Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма»

  • «Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики

  • «Российские православные, исламские, буддийские, иудейские и светские семьи»

  • «Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме и светской этике»

Подробную информацию можно получить на сайте издательства «Просвещение»

О количестве часов, отведённых на реализацию курса ОРКСЭ в 4 классах

В связи с обязательным введением курса ОРКСЭ в 4х классах в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р устанавливается обязательное изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объёме 34 часов с 1 сентября 2012 года. Отказ от изучения любого из шести модулей учебного предмета не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством РФ.

Уважаемые родители (законные представители)! В связи с тем, что с 1 сентября учебного года в 4-х классах планируется изучать комплексный курс  «Основы религиозных культур и светской этики», просим вас совместно с вашим ребёнком выбрать один из шести модулей курса:

  • «Основы мировых религиозных культур»,

  • «Основы буддийской культуры»,

  • «Основы православной культуры»,

  • «Основы исламской культуры»,

  • «Основы иудейской культуры»,

  • «Основы светской этики».

Результат вашего выбора просим оформить письменным заявлением.

Форма заявления родителей (законных представителей) о выборе модуля по курсу ОРКСЭ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО ВЫБОРУ МОДУЛЯ КУРСА ОРКСЭ. В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ)

Проект создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместными усилиями Синодального отдела религиозного образования, Синодального информационного отдела, столичного Отдела религиозного образования и телеканала «Москва 24». В съёмках приняли участие известные актёры, режиссёры, спортсмены и преподаватели ОПК. 

 

Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

  • информирование родителей об учебной программе, темах и заданиях, в выполнении которых ожидается помощь родителей;

  • участие родителей в выполнении домашних заданий ответы на вопросы интервью, помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов;

  • выступление членов семей с рассказами о семейных традициях;

  • участие в семейных викторинах;

  • формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения;

  • участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых проектов;

  • участие родителей во внеурочных мероприятиях.

Защита творческих проектов

Характерной особенностью курса ОРКСЭ является широкая возможность для различного рода групповой проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в ходе которой формируются коммуникативные УУД, возрастает интерес к изучаемым темам предмета. Обучающиеся получают представление о творческом проекте в целом, об особенностях каждого этапа работы, практическим путём осуществляют работу по созданию собственных проектов. Такая работа позволяет раскрыть обучающимся свой собственный потенциал, проявить свою индивидуальность в выборе темы, осуществить неординарный подход в представлении работы. Защита проектов вызывает положительные эмоции. Ученики не только представляют свои работы, но и стремятся получить одобрение со стороны других во время голосования. В ходе работы обучающихся над проектом создаются условия для поиска, обработки и представления информации по выбранной теме и формируются следующие умения:

  • определять проблему, формулировать проблемные вопросы;

  • совместно с другими планировать работу, распределять роли;

  • находить необходимую информацию из различных источников;

  • оформлять проектную работу в соответствии с предлагаемым образцом;

  • представлять результаты своей работы в сжатом виде и лаконичной форме, приводя аргументы, доказательства и наглядные примеры, иллюстрирующие выбранную группой конкретную точку зрения.

В соответствии с требованиями ФГОС результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Учебный курс ОРКСЭ требует умения работать с книгой, легко и быстро ориентироваться в мире литературы. Роль чтения и книги для развития ребёнка очень важна. Но в настоящее время всё чаще мы встречаемся с негативным отношением к нему. И как следствие этого – падает культура, скудеет духовный мир нового поколения. Приобщая к чтению, мы питаем ум и сердце ребёнка, побуждаем к самосознанию,  учим,  как найти себя в современном мире, содействуем творческой самореализации личности. 

Метапредметные результаты

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

статьи 14, 17, 19, 28, 29, 44

статьи 2, 48, 87​

статьи 12, 14

В Регламенте представлен порядок организации выбора, образцы информационного письма, заявления родителей (законных представителей), протокола родительского собрания, таблицы результатов выбора.

Минобрнауки России направило методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

ПЕРЕЧЕНЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ПЕРЕЧЕНЬ ШКОЛЬНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

УЧЕБНИКИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Проект создан для самого широкого круга зрителей: школьников, учителей, а также для семейного просмотра. Основой проекта является учебный фильм, к которому специалистами петербургской Академии постдипломного педагогического образования создано методическое сопровождение. Помимо традиционного видеоряда фильм содержит вопросы, тесты и задания, которые нужно выполнять в режиме реального времени.

 

Обязательные этапы урока:

  • ОрганизационныйПодготовка обучающихся к работе на уроке.

  • Проверка выполнения домашнего заданияУстановление факта выполнения домашнего задания. Выявление трудностей в выполнении домашнего задания.

  • Усвоение новых знанийОбеспечение восприятия новых знаний и усвоения способов действий, заложенных в обязательный минимум урока.

  • Первичная проверка понимания обучающимися нового материалаВыявление пробелов в усвоении нового учебного материала и затруднений в усвоении способов действий. Коррекционная работа по ликвидации пробелов.

  • Закрепление новых знанийПрименение новых знаний и способов действий в известной и видоизменённой ситуации. Активная деятельность обучающихся по обобщению и систематизации изученного, выявлению межпредметных связей и связей с повседневной жизнью.

  • Подведение итогов урокаАнализ и оценка успешности достижения цели урока. Рефлексия обучающихся в отношении успешности деятельности на уроке.

  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполненииОбеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Если есть необходимость, записать домашнее задание, Проверить, как ученики записали задание на дом.

Последовательность этапов урока зависит от авторского замысла урока.

 

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель) 

1. Организационный блок

- Аннотация (описание сути занятия).

- Цель, задачи, ожидаемые результаты (Примеры формулирования ожидаемых результатов занятия. В результате занятия обучающиеся смогут: - давать определение понятиям «культура», «гражданин», «патриотизм»; - называть не менее 4х нравственных качеств личности; - называть не менее 3х православных праздников; - сформулировать не менее 3х вопросов по теме «Отношение к старшим»; - высказать собственное мнение о ценности и пользе образования и т.п.).

- Краткий план занятия

- Основные понятия

- Инструкции и пояснения (задания, правила работы)

- Вводное слово учителя (тезисы)

- Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

- Ресурсное обеспечение

- Конструирование пространства.

2. Мотивационный блок (Если ты попробуешь, то у тебя есть два варианта: получится или не получится. А если ты не попробуешь, то есть всего один вариант). 

Мотивация – совокупность всех факторов (личностных, ситуативных), которые побуждают человека к активности. 

Общие требования к мотивации в курсе ОРКСЭ: 

- направленность на социальный опыт обучающихся или их интересы;

- возможность высказывать разные точки зрения;

- связь с культурными традициями, моральными нормами и нравственным воспитанием гражданина России;

- оригинальность формы или манеры подачи материала;

- доступность для понимания (простота языка и способа изложения);

- возможности для обсуждения и высказывания собственной точки зрения;

- связь с повседневной жизнью школьника, общением в семье и с окружающими людьми.

3. Информационный блок

Источники информации:

- Устные источники

- Письменные источники

- Графические источники (схемы, диаграммы)

- Электронные источники

- Видео источники

- ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Особенности информации в курсе ОРКСЭ:

- Разумный объём

- Учёт возрастных особенностей обучающихся (4 класс)

- Ценностная направленность курса ОРКСЭ

- Результат – творческие работы обучающихся

- Межмодульные связи

- Ориентир на творчество

- Осторожное обращение с документами и терминами религиозного характера

- Понимание исторического контекста.

4. Аналитический блок

5. Оценочный блок

6. Рефлексивный блок.

- Отношение к произошедшему

- Выделение трудностей

- Присвоение опыта

Вопросы: Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то?

Рефлексия по теме занятия: - Какая информация была для вас новой на данном занятии? - Где можно применить полученные знания? - Какие идеи были для вас наиболее значимыми? Почему? - Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? - Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведённого занятия.

Классификация методов воспитания (по Г.И. Щукиной):

  • методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

  • методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение,наказание.

Основные особенности младшего школьника (7-12 лет):

  • состояние радости

  • жажда деятельности

  • желание учиться

  • стремление к самостоятельности

Задачи и действия учителя:

  • Постоянно всем ходом учебно-воспитательного процесса поддерживать состояние радости для создания положительного эмоционального поля, способного противостоять негативному влиянию окружающей среды.

  • Осознать, что именно в возрасте 7-12 лет закладываются навыки на всю жизнь. Этот возраст определит жизнь человека. Организовывать и направлять деятельность (ни минуты без дела).

  • Научить учиться. Формировать и развивать познавательные интересы и готовность к самообразовательной деятельности.

  • Учить оценивать свои чувства, действия, поступки. Формировать нравственные понятия (добро, зло, ложь, зависть, грех, дружба, любовь).

  • Создать атмосферу сотворчества, уважения к человеку и его действиям.

  • Развивать деятельность наблюдения, прививать навыки самоконтроля, формировать навыки культуры труда.​

Основные принципы в преподавании данного курса:

  • в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

  • высказаться может каждый;

  • нет неправильных мнений;

  • надо доказать свою точку зрения;

  • в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

По поручению Министерства образования и науки РФ информационно-методическое сопровождение реализации предметной области ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Координация деятельности субъектов РФ по введению курса ОРКСЭ – одна из важных составляющих данного поручения.

Предлагаем вашему вниманию подборку вебинаров образовательной направленности, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. Представлены видеозаписи следующих площадок: ООО «Инфоурок»Центр онлайн обучения педагогов «Экстерн»портал «Urokidoma.org». Тематика вебинаров очень обширна. 

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ 

Мультимедийные приложения для начальной школы: сайт  http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/nachalka.php

Полезный ресурс (поурочные разработки и пр.): http://orkce.apkpro.ru

Притчи

Презентации к урокам

http://svetoch-opk.ru/

В ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ

Мировые религии

Православие

Светская этика

Возможности использования метода TASC в групповой и индивидуальной работе обучающихся в курсе ОРКСЭ

Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем моё почтение.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Уважаемые родители (законные представители)!

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодёжью; резкое снижение физической подготовки молодёжи. Задумываясь о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времён и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.