УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

 

Наука  самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека,

она всегда была и будет высшим проявлением любви,

только ею одною человек победит природу и себя.

                                                                                          

А.П. Чехов

Знание это абсолютная ценность нашего мира.

Необходимо учиться, необходимо познавать.

Непознаваемого не существует, мы можем говорить лишь о том,

что существует непознанное.
 

А.М. Горький
 

 

 

 

 

 

 

Научное общество учащихся – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.  

Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. Занимаясь исследовательской деятельностью, ученики приобретают опыт работы с различными источниками информации, учатся обобщать, анализировать, делать выводы, делать гипотезы и подтверждать или опровергать их. Им не составляет труда написать реферат, выступить перед аудиторией.

 

Процесс мышления увлекателен и интересен! Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой обучающихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли обучающегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

Цели НОУ:

  • Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов общеобразовательного учреждения – обучающихся, имеющихся развитые креативные способности.

  • Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.

Задачи НОУ:

  • Расширять кругозор обучающихся в области достижений науки.

  • Выявлять наиболее способных обучающихся в разных областях науки и развивать их творческие способности.

  • Активно включать обучающихся гимназии в процесс самообразования и саморазвития.

  • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы обучающихся, повышать уровень знаний и эрудиции обучающихся в интересующих их областях науки.

  • Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

В основу деятельности НОУ положены следующие концептуальные позиции:

  • Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др.).

  • Способности – это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.

  • Одарённость – высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.

  • Талант – сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

  • Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).

  • Наследуются не способности, а возможности их развития – задатки (Л.С. Выготский).

  • Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).

Жить в мире, не стремясь понять его смысл, всё равно,

 что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги.

Дэн Брайн,

американский писатель

Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества,
тот никогда не забудет блаженного мгновения.
Он будет жаждать повторения.

П.А. Кропоткин

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности

Все исследования, которые проводят обучающиеся,  можно разделить на три типа:

  • I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по конкретному предмету (где учитываются особенности логики, структуры этого предмета). Предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.

  • II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.

  • III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность обучающегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.

Метод проектов является одним из эффективных средств  подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Создание условий для научно-исследовательской деятельности позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели. Можно смело утверждать, что научно-исследовательская деятельность позволяет ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навык работы с научно-познавательной литературой, проявить индивидуальность, инициативу. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловая

  • общекультурная

  • учебно-познавательная

  • информационная

  • коммуникативная

  • социально-трудовая

  • личностная компетенция – самосовершенствование

 

Алгоритм исследовательской работы

  • Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.

  • Сбор библиографической информации и изучение теории, посвящённой данной проблематике.

  • Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.

  • Подбор методик исследования и практическое овладение ими.

  • Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.

  • Собственные выводы.

  • Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.

  • Публичная защита работы.

Элементы научно-исследовательской работы

  • Проблемы исследования: затруднение, неопределённость. Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено».  Проблема может быть сформулирована в виде вопросы или как вывод из противоречия, теоретической или практической задачи. Проблема исследования определяет, для чего проводится исследование. Научная проблема появляется на стыке старого и нового знания. Практическая проблема может быть решена теоретически, но не реализована на практике.

  • Тема исследования  отражает проблему исследования в общих чертах, конкретизирует общую идею исследования.

  • Актуальность темы: обосновывает необходимость исследования, степень значимости исследования в настоящий момент времени и в настоящей ситуации. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п

Проблема исследования

  • Для её определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что ещё недостаточно или совсем не изучено?». Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.

  • Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

  • Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.

  • Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако обучающийся и его научный руководитель открывают её для себя как новую.

Онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов

Выбор и формулировка темы исследования

  • Молодому учёному стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.

  • Чётко определённая тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.

  • Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей  вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы её осветить, вы подойдете к формулировке собственной темы.

  • Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).

Презентация «Объект и предмет исследования»

Презентация «Учебное исследование»

 

Определение актуальности и новизны исследования

  • Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.

  • Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Цель исследования

  • Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.

  • Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»

  • Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.

  • Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.

Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.

Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.

Гипотеза исследования

  • Гипотеза – научно обоснованные (подкреплённые научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить её истинность или ложность.

  • Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, её обязательно требуется доказывать.

  • Научная гипотеза – форма научного освоения действительности.

  • Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.

Задачи исследования

  • Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.

  • Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).

  • Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».

  • Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).

Теоретическая и практическая значимость исследования

  • Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.

  • Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.

Рекомендации и требования к содержанию работы

Работа должна быть построена по определённой структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения, краткая аннотация). Эти части выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.

Требования к тексту

  • Существуют определённые требования к оформлению работ (ГОСТ 7.1-84, дополнения к ГОСТу от 1.07.2000).

  • Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (21х29,7 см).

  • Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель – «14» шрифт «Тimes New Roman»), через 1,5 интервала между строками (28-30 строк на странице) со следующими полями: левое – 30 мм; правое 10-15 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ равен пяти знакам или 12-15 мм.

  • Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.

  • Нумерация ставится только со второй страницы. Номер обозначается арабской цифрой.

  • Каждая новая глава должна начинаться с первой страницы и непременно иметь заголовок.

  • Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль.

Титульный лист

Является первой страницей и содержит:

  • название конференции и работы, населённого пункта;

  • сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс);

  • сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы).

Краткая аннотация

  • Представляет собой краткое описание работы, проведённых исследований и полученных результатов (не более 10 строк).

  • Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст  краткой аннотации.

Оглавление

  • Помещается после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются.

  • Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

  • Все заголовки необходимо располагать друг под другом.

  • Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

Обосновывается:

  • актуальность темы,

  • цель и содержание поставленных задач,

  • новизна исследования(новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.),

  • формулируется объект и предмет исследования,

  • кратко описывается состояние исследуемых факторов и явлений по литературным источникам,

  • выдвигается рабочая гипотеза,

  • фиксируется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования,

  • указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы отработки данных,

  • показывается вклад авторы в развитие научной проблемы,

  • сведения из литературы должны быть изложены словами автора,

  • если приводится фраза полностью, то её необходимо взять в кавычки,

  • если материалы содержат ссылки на использованные литературные источники, то в скобках указываются инициалы, фамилия автора и год издания работы, например: (Минаев А.В., Иванов В.И., Сидоров К.К., 1992) или указывается так: По мнению А.В. Минаева (1992)  «---» (и приводится цитата, заключённая в кавычки),

  • если смысловой нагрузки фамилия автора не несёт, то в скобках указывается только фамилия и год издания (Минаев А.В., 1992),

  • если идёт ссылка на нескольких авторов, то они располагаются по годам издания (Минаев А.В., 1992, Федоров И.Б., 1997).

Основное содержание работы

  • Подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты.

  • Раскрывается тема, достижение результатов, заданных целью.

  • Подробно описываются элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать или опровергнуть гипотезу).

  • Дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогии  и т.п.)

  • Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по исследуемой проблеме, творческий подход к её решению.

  • После каждой главы обязательно должны быть сформулированы выводы.

  • Материалы, являющиеся второстепенными при решении научной задачи, выносятся в приложения.

  • Самый экономный и наглядный способ обработки первичных данных – это сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах.

Заключение

  • Кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения (выводы), содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведённой работы.

  • Заключение должно быть самым основательным, логическим обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии.

Список использованной литературы

  • Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названия сборников).

  • Сведения о книгах должны включать:

- фамилию, инициалы автора (авторов), название,
- место издания,
- издательство и год издания, 
- объём в страницах.

  • Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва – М., Санк-Петербург – СПб.

  • При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников.

  • Сведения о статье из периодической печати включают:

- фамилию, инициалы автора (авторов), название, заглавие статьи,
- наименование издания, наименование серии,
- место издания,
- издательство и год выпуска, том, номер издания (журнала), 
- страницы, на которых помещена статья.

Приложения

В приложениях к работе помещаются (итоговые):

  • таблицы,

  • примеры расчётов,

  • графики,

  • протоколы испытаний,

  • схемы,

  • фотографии.

На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в тексте работы.

 

Примеры составления библиографического описания

Книга одного автора

Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы: учебное пособие / Ю.Г. Марков - Новосибирск: Наука, 2001.- 544 с.

Книга двух авторов

Попова Л.В. Отечественные стандарты финансовой отчётности: учеб. пособие / Л.В. Попова, Л.Н. Никулина. – М.: Машиностроение, 2003. – 288 с.

Книга трёх авторов

Попов В.М. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов / В.М. Попов, С. Ляпунов, А. Касаткин. – М. : Кнорус, 2003. – 448 с.

Книга четырёх и более авторов

Рекламная деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов,

Т.К. Серегина и др. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2003. – 364 с.

Книга с указанием редактора и составителя

Природные ресурсы Красноярского края: Аналитический обзор / Под ред А.Н. Якимова – Красноярск: Изд-во КГУ, 2001. - 218с.

Книги, переведённые с иностранного языка

Дженфкинс Ф. Реклама : учеб. пособие / Ф. Дженфкинс; пер. с англ. Б.Л. Ерёмина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 543 с.

Многотомное издание

Российская торговая энциклопедия : в 5 т. / под ред. Я. Л. Орлова. – М.: За социальную защиту и справедливое налогообложение, 1999.

Отдельный том

Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 1. Россия / под ред. А.Д. Некипелова. – М.: Энциклопедия, 2003. – 960 с.

Учебно-методические разработки преподавателей вуза

Чепелева Г.Г. Функциональные добавки в хлебопечении: учеб. пособие / Г.Г. Чепелева; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск : Печатные технологии, 2004. - 70 с.

Статистический сборник

Россия в цифрах. 2004: стат. сб. / Госкомстат России. – М. : Статистика России, 2004. – 431 с.

Статья из сборника

Прокопчук А.Ф. Экстракция эфиромасличного и лекарственно-ароматического сырья жидкой СО2 на полупромышленной установке и применение экстрактов в народном хозяйстве / А.Ф. Прокопчук, М.М. Дерлугьян, П.Ф. Разинков // Актуальные проблемы изучения эфиромасличных растений и эфирных масел: тез.докл. – Кишинёв – 1970 – С.144.

Статья из журнала

Ровинский Ф.Я. Тяжёлые металлы: дальний перенос в атмосфере и выпадение с осадками / Ф.Я. Ровинский, С.А. Громов // Метеорология и гидрология. – 1994.–№ 10.–С.5-14.

ГОСТ

ГОСТ 5669-96. Хлебобулочные изделия. Метод определения пористости. – Взамен ГОСТ 5669-51; введ. 01.08.1997. – Минск : Изд-во стандартов, 1997. – 4 с.

СанПиН 2.3.2.1290-03. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище : утв. постановлением гос. санитар. врача РФ от 17.04.03 № 50 // Российская газета. – 2003. – 5 июня.

Источники, представленные в Internet:

Патент № 2118369 РФ, МПК6 C13K11/00. Способ получения фруктозосодержащего продукта из топинамбура / И.И. Самокиш, Н.Н. Зяблицева, В.А. Компанцев – (РФ) – № 97101188/13; Заявл. 27.01.97; Опубл. 27.08.98. – (http://www.fips.ru/cdfi/reestr_rupat.htm).

Пример оформления ссылки:

В журнале «Химия и жизнь» [1] мне встретилась интересная заметка о возможности получения сахара не только из свёклы или тростника, но и из горчицы. Описан процесс получения глюкозы в результате гидролиза синигрина. А из каких ещё окружающих объектов, не обладающих сладким вкусом, может быть получен сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза и т.д.) и какими методами?

В статье В.И. Максимова и В.Е. Родомана рассматриваются процессы переваривания крахмала, и имеется ссылка на то, что «если кушать хлеб с маслом, то часть пшеничного крахмала все-таки успевает проскочить в толстую кишку непереваренной. Жир затрудняет работу альфа-амилазы. Это насчёт диет для похудания» [2]. Внимательно ознакомившись с данной статьей можно предложить тему исследования: «Диеты и процессы переваривания пшеничного крахмала».

Библиографический список.

1. Андреева Г. Сахар из горчицы / Г.Андреева // Химия и жизнь – 1980 – № 5 – С.94

2. Максимов В.И. Кому крахмала мало / В.И. Максимов, В.Е. Родоман. // Химия и жизнь – 1997 –http://www.chem.msu.su/rus/journals/%20chemlife/1997/welcome.html

Шаблон презентации исследовательского проекта

Реферат, как и любой документ пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России  ГОСТов.

Оформление реферата

Текст и его оформление

Размер шрифта 14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5; размер полей: левого 30 мм, правого 10 мм, верхнего 20 мм, нижнего 20 мм.

Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:

Титульный лист реферата, оглавление

Вверху указывается бренд конференции с указанием этапа. Например, муниципальный этап краевого форума «Молодёжь и наука».

В среднем поле указывается направление работы (например, на краевом форуме «Молодёжь и наука» – естественнонаучное или гуманитарное), секция и вид работы.

Ниже указывается темы работы, без слова «тема» и кавычек.

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс, учебное заведение.

Ещё ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, научного руководителя (звание), консультантов.

В нижнем поле указывается место презентации работы (место проведения конференции) и год выполнения работы (без слова «год»).

Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1.

Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:

1Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. – М.: Проспект, 2000. – с. 55-56.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Источники указываются в следующем порядке:

  • законодательная литература, если есть;

  • основная и периодическая;

  • интернет-источники, если есть.

Правила представления (презентации) работы

Чтобы эффективно использовать презентацию своей работы с помощью электронных ресурсов, рекомендуем: в устном сообщении не дублируйте полностью текст на экране. Дублируя текст, вы существенно ограничиваете ваши возможности использования демонстрационной модели доклада. В демонстрируемый в презентации текст включайте информацию, которую проще увидеть, чем рассказать (таблицы, иллюстрации к тексту, сложные определения, схемы и т.д.). И наоборот, только проговаривайте текст, объясняющий ваши выводы, аналитику, полученные выводы, логические переходы между слайдами.

 

Как уже говорилось, фактически у вас должно быть два текста, не полностью совпадающие друг с другом: текст фиксированный (тот, что будет отражаться на экране) и текст условно свободный (тот, что вы будете произносить). Текст «на экране» составляется по более формальным нормам, т.е. он строго выдерживается в стиле научной речи, представлен тезисно, более того, он может состоять из фрагментов предложений. И в нем совершенно недопустимы ошибки, т.е. он должен соответствовать нормам русского языка. Текст «проговариваемый» может быть более свободным. В устной речи не обязательно придерживаться строго научного стиля – он может быть более эмоционален. В устной речи ошибки менее заметны. Необходимо также учитывать особенности восприятия устной речи, т.е. строить более короткие предложения и использовать простые формы предложений. Но предложения должны быть законченными. Темп речи должен быть медленнее обычного общения. Необходимо использовать различные интонации, паузы, подчеркивать логическим ударением важные моменты.


Структура устного выступления

Вступление должно подготовить аудиторию к прослушиванию прежде незнакомого им текста в исполнении неизвестного человека. Фактически при первых фразах происходит адаптация/подстройка восприятия людей в зале к тембру, громкости голоса, интонации, дикции оратора. Поэтому в первых фразах информация должна частично повторяться, то есть содержать название работы и формулировку проблемы. Эта часть текста: а/ будет на экране; б/ при неполном усвоении не определяет понимания основной части вашего доклада. На этом этапе доклада внимание аудитории уже естественным образом активизировано (люди вслушиваются).
Вот достаточно эффективные способы начать своё выступление:

  • «В работе я сконцентрировался на нескольких ключевых вопросах (покажите слайд с основными положениями вашего выступления)»

  • «Вот те вопросы, которые я хотел бы обсудить с вами ...» (затем назовите их, покажите слайд и продолжайте).

Основная часть выступления
Дальнейшая логика выступления определяется вами и может быть различна.

Например:

1/ актуальность – формулировка проблемы – получение новых данных – методы разрешения проблемы – вывод.

2/ определение понятий – введение в проблему – ретроспекция проблемы (её развитие) – прогноз развития проблемы – возникающие риски – способы решения.

3/ формулировка проблемы – взгляды различных авторов на проблему – авторская точка зрения на проблему и ее интерпретация;

4/ и т. д.

 

Но в любом случае вы обязательно должны объяснить суть вашего исследования и обозначить, какой результат получен в итоге. В общем объёме выступления изложение вашего исследования может занимать примерно третью часть текста (1/3). Комментарий полученных результатов исследования требует, в свою очередь, также примерно третью часть текста (1/3). В комментарии предполагается истолкование/объяснение, что означает данный результат, какие функции/роли он выполняет в изучаемой ситуации/проблеме/процессах, какое влияние он будет иметь/имеет для разрешения проблемы и т. д.

Заключительная часть выступления повторяет ваши выводы по работе – в другой форме, другими словами, без повторения формулировок. Вместе с вступлением заключение образует оставшуюся 1/3 текста.

 

Вопросы-ответы

В сценарии любого выступления предусматривается беседа с аудиторией, диалог, ответы на вопросы. Новых проблем в ответах на вопросы ставить не надо, чтобы не отвлекать внимание публики от основной темы. Не стесняйтесь переспросить, если вопрос вам не совсем понятен. Можно просто попросить повторить вопрос. Но лучше, если вы попробуете вопрос переформулировать и, соответственно, зададите его так: Если я правильно понял, вы спрашиваете …/ Правильно ли я понял, что Вас интересует … На некоторые вопросы вы можете не знать ответа. Если вопрос касается материала, который вы не исследовали (в науке это называется «выходит за рамки исследования»), то проще всего так и ответить: такой задачи не ставилось, это не входило в проделанную работу. Вы совершенно точно не обязаны знать ответы на все вопросы.

 

Проведём расчёты времени и объёма «фиксированного» текста. 
При времени выступления 7 минут должно быть использовано 14 или менее слайдов. Это означает, что слайды вы будете менять каждые 30 секунд. На вступление и заключение должно быть отведено не более 2+2 слайда. У вас остается 10 слайдов на основную часть выступления. 15-ый слайд будет содержать информацию об авторе (с полным именем) и возможные координаты связи с вами (телефон, адрес электронной почты).

Структура исследовательской работы

Введение

Этот раздел хоть и находится в начале, но пишется постепенно, а завершается в последние дни оформления текста.

Из него читатели узнают о том:

Какую исследовательскую задачу вы решали?

Как она появилась, чем она вас привлекла?

На какие вопросы читатель сможет найти ответы в вашем тексте?

 

А также тут указывается:

Цель:

Гипотеза:

Задачи:

  1. Дать определение…, выполнить анализ литературы для того, чтобы …

  2. Описать явление…

  3. Провести эксперимент, используя метод …

  4. ….

(Старайтесь, сделать не более четырёх задач)

Кратко следует написать о том, какие термины были рассмотрены и какие эксперименты проведены.

(это уже после того, как напишите основную часть)

Раздел 1. Обзор литературы … дать название главе

1.1.Название каждого параграфа раскрывает то, о чём первая (вторая, третья, …k) задача

Количество параграфов столько – сколько нужно для того, чтобы раскрыть содержание исследовательской задачи и вашего решения, однако, не более 4.

В первом (втором, третьем, …, k) параграфе рассматриваются следующие вопросы…(перечислить, смотри завершение параграфа)

  1. Наше первое предположение

Вместо многоточий можно вставлять свои слова, подходящие по смыслу. Можно составлять свои предположения J

Текст ниже нужно распределить по параграфам (это зависит от логики вашей работы)

Мы познакомились с условием задачи и провели первый опыт….

Мы заметили… Нас удивило … Мы надеялись получить …

А на самом деле …

Почему же так происходит?

Мы предположили, что это …, устроено …, ведёт себя…

Провели первые опыты… (описать) …

 

Мы обратились к литературе, откуда узнали, что такое, как устроено, как ведёт себя…

При решении каждой исследовательской задачи использовались термины и/или описание явлений, процессов.

  1. В этом разделе работы записываются определения и ваше понимание их.

В условии задачи используются термины …., мы обратились к словарям [1, 2, 3 (номер книжки из списка литературы. А тут соответствует?! )], чтобы узнать их значение.

Итак, в словаре [1] приводится такое определение: «….»

В словаре [2]: «…»

Приведём пример:

Значит, … (ваш вывод, какое определение будете использовать)

 

  1. Нам удалось узнать, что задача явление, о котором идет речь в задаче называется …. О нём писали такие авторы, как И.И. Иванов [5], П.П. Петров [4]. Несколько слов об явлении… У И.И. Иванова было предположение…..

Для того, чтобы опровергнуть своё предположение он проводил эксперимент … Для этого П.П. Петров использовал методику ХХХХХХ…., суть которой…

Выводы относительно того, что было заявлено в начале параграфа

Раздел 1 завершается предположением, которое вы будете обосновывать с помощью серии экспериментов.

Список литературы

(Отсортировать по алфавиту!)

 

Образцы

Оформление энциклопедии:

Что такое? Кто такой? Энциклопедия в 3 т. Т. 3, М.: Педагогика–пресс, 1994, 336 с.

Оформление книги:

Чудинов В.А., Вселенная русской письменности до Кирилла, М.: Альва-Первая, 2007, 666 с.

Лопаткин Г.,  Лопаткин Л., Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск: Енисейское Церковно – историко-археологическое общество, 1916 г., 67 с.

 

Ссылка на электронный ресурс:

Эксперимент [Электронный ресурс] //  http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2

Обзор PocketBook 602 и PocketBook 902 серии «Pro»: наши танки пленных не берут [Электронный ресурс] // http://www.the-ebook.org/?p=5042

 

Ссылка на статью в журнале:

Чугунский В. Достижения совхоза имени газеты «Правда» // Ленинский путь, 1961 г., № 1,  с. 4

Ссылка на автореферат

Мошник Ю.И., Общественно-политическая жизнь Выборга в 1918–1928 гг. в составе независимой Финляндии, автореф. дис… канд. истор.наук, Санкт-Петербург, 2012, 26 с.

Смирнова Е.М., Развитие практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа социальной статистики, автореф. дис… канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2012, 22 с.

Павлов С.В., Технология прогнозирования сложных наблюдаемых временных рядов, автореферат дис. ... канд. техн. наук, Красноярск, 2007, 20 с.

Исакова И.В., Тетра(изотиоцианато)диамминхроматы комплексов лантана(III) с кислород-донорными лигандами, автореф. дисс. ... канд. хим. наук., Кемерово, 2011, 21 с.

(Отсортировать по алфавиту!)

Вот так будет выглядеть список после сортировки:

  1. Исакова И.В., Тетра(изотиоцианато)диамминхроматы комплексов лантана(III) с кислород-донорными лигандами, автореф. дисс. ... канд. хим. наук., Кемерово, 2011, 21 с.

  2. Лопаткин Г.,  Лопаткин Л., Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск: Енисейское Церковно-историко-археологическое общество, 1916 г., 67 с.

  3. Мошник Ю.И., Общественно-политическая жизнь Выборга в 1918–1928 гг. в составе независимой Финляндии, автореф. дис… канд. истор.наук, Санкт-Петербург, 2012, 26 с.

  4. Мошник Ю.И., Общественно-политическая жизнь Выборга в 1918–1928 гг. в составе независимой Финляндии, автореф. дис… канд. истор.наук, Санкт-Петербург, 2012, 26 с.

  5. Обзор PocketBook 602 и PocketBook 902 серии «Pro»: наши танки пленных не берут [Электронный ресурс] // http://www.the-ebook.org/?p=5042

  6. Павлов С.В., Технология прогнозирования сложных наблюдаемых временных рядов, автореферат дис. ... канд. техн. наук, Красноярск, 2007, 20 с.

  7. Смирнова Е.М., Развитие практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа социальной статистики, автореф. дис… канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2012, 22 с.

  8. Что такое? Кто такой? Энциклопедия в 3 т. Т. 3, М.: Педагогика–пресс, 1994, 336 с.

  9. Чугунский В. Достижения совхоза имени газеты «Правда» // Ленинский путь, 1961 г., № 1,  с. 4

  10. Чудинов В.А., Вселенная русской письменности до Кирилла, М.: Альва-Первая, 2007, 666 с.

  11. Эксперимент [Электронный ресурс] //  http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2

почемушкин.png
что такое.png
почему.png
обучонок.png
опыты.jpg
детские вопросы.jpg
он-лайн конструктор.png

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.