ПРЕПОДАВАТЕЛИ И АДМИНИСТРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЛОГОПЕД

 

У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога,

голос, жесты и мимика актёра, руки целителя и сердце гуманиста

 

Учитель-логопед: Рерих Ольга Николаевна

 

Триединая цель логопедической работы – своевременное выявление, коррекция, а также профилактика нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Логопедический кабинет гимназии проводит:

  • Первичный приём, на котором выявляется уровень речевого развития, наличие речевых дефектов и определяется дальнейшая работа с ребёнком.

  • Консультативный приём, на котором уточняется речевой диагноз, оказывается консультативная помощь родителям в преодолении нарушений речи и назначается контрольный приём, для отслеживания состояния речи в динамике.

  • Профилактические осмотры детей в ДОУ, на которых выявляется речевая патология и рекомендуются перевод в речевые детские сады или логопедические группы массового (обще-развивающего) детского сада. Для родителей ребят с нарушением речи предлагается логопедическая помощь на базе поликлиники, Центра диагностики и консультирования № 2.

  • Формируются подгруппы одновозрастных ребят для логопедических занятий со сходным речевым диагнозом. Занятия индивидуального плана, по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, введение звуков в спонтанную речь.

  • Консультативные занятия с родителями (законными представителями), обучающие семинары, тренинги, направленные на преодоление речевой патологии или улучшения речи насколько это возможно (в зависимости от первичного диагноза).

Это надо знать!

  • В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся начальных классов, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

  • Основной формой работы являются групповые занятия, подгрупповые, индивидуальная работа, работа с родителями, педагогическим коллективом. 

  • Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. 

  • В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

  • Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и даёт рекомендации по их преодолению.

Речевые нарушения обучающихся являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. При правильной организации и проведении коррекционной и пропедевтической работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладеть школьными знаниями.


Правильное использование на всех этапах коррекционной работы наглядно-дидактического, раздаточного материалов, таблиц, речевых игр, развивающих программ способствуют повышению результативности логопедического воздействия.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), который включает Программу коррекционной работы. Обязательным условием её реализации является систематическое специальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, которое предполагает работу учителя-логопеда. Логопедическое сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) и задержкой психического развития (далее – ЗПР) предусматривает реализацию основных направлений деятельности учителя-логопеда: диагностику, профилактику, коррекцию устной и письменной речи обучающихся и обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

 

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Одна из таких категорий детей с особыми образовательными потребностями – дети с ТНР, которые испытывают трудности в обучении вследствие нарушенного речевого развития.  Общее недоразвитие речи у них отягощено такими диагнозами, как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание.

К особым образовательным потребностям детей с ТНР относятся логопедическое сопровождение на протяжении всего периода обучения  и наличие специальных технических средств обучения: методических пособий, дидактических материалов, специального оборудования, компьютерных программ. Обучающиеся зачисляются в класс на основании заключения ПМПК. В нашей гимназии они осваивают учебные программы в общеобразовательных классах по адаптированной основной общеобразовательной программе, внеурочно посещают коррекционно-развивающие логопедические  занятия.

Контингент обучающихся с ТНР составляют преимущественно выпускники логопедических групп. Сложность речевых расстройств не позволила полностью скорректировать их устную речь в дошкольном возрасте. Речевые нарушения носят системный характер и захватывают в той или иной степени все стороны речевого развития. У обучающихся на момент поступления в 1 класс:

  • сохраняется полиморфное нарушение звукопроизношения, когда нарушены несколько групп звуков (шипящие, соноры, аффрикаты);

  • не развит фонематический слух: затруднена дифференциация оппозиционных фонем по артикуляторным и акустическим признакам;

  • не сформированы или частично сформированы операции фонематического анализа и синтеза;

  • недостаточный, ниже возрастной нормы, словарный запас;

  • множественные аграмматизмы при словоизменении и словообразовании, а также при согласовании слов во фразовой речи;

  • отсутствие связной речи – невозможность составить рассказ по картинке, последовательно изложить события по серии сюжетных картин.

Впоследствии обнаруживаются предпосылки к возникновению нарушений письменной речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии. Трудности овладения письменной речью проявляются, как правило, в виде смешанной дисграфии.  Как показывает практика,  именно в период обучения детей грамоте, правилам орфографии наблюдается всплеск орфографических ошибок, которые переплетаясь с дисграфическими, приобретают стойкий характер. Учителям следует обращать внимание на такие ошибки, как пропуски, перестановки, замены букв, слогов; слитное написание служебных слов, нарушение границ предложений. 

 

В 1 классе дополнительно проводятся:

  • индивидуальные  занятия  по постановке и автоматизации звуков, обогащению словарного запаса, развитию связной речи;

  • фронтальные занятия «Произношение», направленные на формирование навыка фонематического анализа и синтеза, закрепление связи между звуком и буквой в период обучения грамоте, развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

 

Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребёнка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Развитием речи занимаются педагоги в ОУ. Но и родители (законные представители) могут очень многое сделать для речевого развития ребёнка. Занимаясь с ребёнком дома, родители помогают ему усваивать знания, которые ребёнок приобретает в школе, и тем самым облегчают процесс обучения.

 

Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения

  • К домашнему заданию относитесь, пожалуйста, серьёзно.

  • Начинать следует с пальчиковой гимнастики.

  • Затем выполните артикуляционные упражнения для языка.

  • Выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.

  • Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребёнка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и часто  хвалите.

  • Учить стихотворение лучше с использованием картинок, которые нарисованы к нему.

  • Не спешите сразу подсказать ребёнку ответ. Задайте ему вопросы, дайте подумать.

 

Каково значение логопедических заданий? Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители – без их участия не достигнуть желаемых результатов. Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у ребёнка вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя рекомендаций учителя-логопеда с ребёнком сегодня, завтра они не смогут потребовать от него собранности, самостоятельности, ответственности. Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания? Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевых недостатков заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Помните! В нашем деле главное – это система! Занимайтесь ежедневно.  Демонстрируйте успехи ребёнка всем знакомым. Чем больше ребёнок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

 

Рекомендации по организации выполнения логопедических заданий

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Правильно выбирайте время для занятий:

– шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном;

– ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;

– недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;

– начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после обеда или прогулки.

4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

6. Артикуляционную гимнастику выполняйте перед зеркалом.

7. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.

8. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

9. Хвалите ребёнка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

10. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

11. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребёнок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернётся против самих родителей.

12. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений, не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

13. Продолжительность одного занятия может составлять от 10 минут и не должна быть больше 15- 20 минут.

14. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или вам что-либо непонятно по его выполнению.

15. Занятие начинайте с более простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.

16. Главные помощники при выполнении домашнего задания с ребёнком терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.

17. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

18. Не торопитесь и не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее, переходите к следующему.

19. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении).

20. Речь родителей должна быть образцом для ребенка. Выполнение данных рекомендаций позволит родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей

 

Советы логопеда

  • Выполнять логопедические задания дома следует в виде игры, обращаясь к логопеду при всех затруднениях.

  • Следить за поставленными звуками в речи ребёнка.

  • Учить ребёнка выслушивать до конца поручения, чётко и последовательно выполнять их.

  • Развивать моторную деятельность ребёнка.

  • Развивать любознательность детей, побуждать их обращать внимание на явления окружающей жизни. Не спешите ответить на вопросы ребёнка, а попытайтесь подвести его к самостоятельному ответу, развивайте логическое мышление.

  • Учите доводить начатую работу до конца.

Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи.

Памятки

 

В помощь родителям

Сайт  для оказания профессиональной помощи логопедам и родителям детей, нуждающимся в логопедической помощи 

 

Сайт логопеда-дефектолога Л.В. Стаценко

 

Если ребёнок имеет трудности в речевом развитии, необходимо обратиться за помощью к логопеду.  На первом году обучения в школе может выясниться, что ребенку с трудом даются обучение грамоте и чтение. Проблемы нарушения письма – дисграфия и чтения – дислексия  имеют ряд предпосылок. Работая над устранением данных предпосылок еще в дошкольный период, мы имеем шанс не столкнуться с ними в период школьного обучения.  Данные нарушения значительно легче предупредить, чем устранить.

Упражнения, которые полезно использовать:                                                   

  • «Хлопни, топни». Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда он услышит в слове определённый звук.

  • «Назови предмет». Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребёнка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на заданный звук.

  • «Весёлый мяч». Предложите необычную игру с мячом. Поймав мяч, малыш называет слово на заданный звук.

  • «Фантазёр». Предложите самостоятельно придумать слова, начинающиеся на определённый звук. Мягкий или твёрдый, звонкий или глухой согласные звуки.

  • «Кто больше». Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др.

  • «Доскажи словечко». Используя мяч, передаем его, называя слог, ребёнок называет второй слог так, чтобы получилось слово.

  • «Где спрятался звук?». Предложите определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце.

  • «Собери слово». Ребёнку предлагается собрать слова из букв или слогов.

  • «Клад». Предложите найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.»

  • «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребёнка к школе.

  • «Найди отличия». Предложите картинки или предметы, отличающиеся несколькими признаками.

  • «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребёнок должен определить чего не хватает и дорисовать.

  • «Составь рассказ». Предложите составить рассказ по любой сюжетной картинке. Можно определить количество предложений в рассказе, количество слов в предложении. Например: Составь рассказ из 5 предложений. Предложения должны состоять из 5 слов.

  • «Пальчиковые игры». Используйте всевозможные пальчиковые игры, в т.ч. из русского народного фольклора.

Полезным будет использование в совместных играх с ребёнком всевозможных штриховок, раскрасок, конструкторов, мозаик. Хорошо развивает вырезание, аппликация, лепка из теста, глины, нанизывание бусин. Увлекательными для ребёнка могут стать разнообразные шнуровки, игры с крупой, песком, мелкими камешками.  В  старшем дошкольном возрасте – вышивание, макраме.

Развитие грамматической стороны речи

Грамматическая система речи – это система взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях.   К моменту поступления в школу речь ребёнка не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Дети с трудом могут подобрать нужные слова при выражении мыслей, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласовывают слова между собой.

Причина заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребёнок ещё не в состоянии усвоить. Также отсутствие благоприятной языковой среды. Речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим чрезвычайно важен пример культурной и правильной речи, звучащей рядом.

Обучение грамматическим формам строится на выполнении  трёх основных задач:

  1. Словооизменение,

  2. Словообразование,

  3. Синтаксис.

Примеры игр и заданий для развития грамматического строя речи ребёнка, которые можно использовать в любую свободную минуту. 

1. «Назови ласково». Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает к нему уменьшительно-ласкательную форму(дом – домик, солнце – солнышко).

2. «Один – много». Взрослый называет один предмет, а ребёнок – много (яблоко – яблоки, ухо – уши).

3. «Весёлый счёт». Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы.

4. «Хвалилочка». Расхваливать предметы, называя как можно больше слов – определений. Валенки новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.

5. «Есть – нет». Взрослый произносит предложение со словами «У меня есть…», а ребёнок отвечает предложением со словами «У меня нет…» (У меня есть большая пушистая собака. У меня нет большой пушистой собаки.)

6. «Доскажи словечко». Взрослый предлагает ребёнку закончить  предложения

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Лиза через лужу …(перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает). И др.

7. «Чьё это?». Взрослый предлагает ребёнку словосочетания, которые он должен преобразовать. (Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва, зубы тигра, копыта лошади, шерсть кролика, рога лося, усы кошки, следы зайца.)

8. «Волшебный мешочек». Положите в небольшой непрозрачный мешочек различные предметы, игрушки. Доставайте по очереди попавшиеся предметы и описывайте их по алгоритму, о котором договоритесь заранее (Что это? Какого цвета? Из какого материала? Для чего необходимо? Или где применяется? Для каких целей? Можно объединить в группы овощи, игрушки, транспорт или живое – неживое.)

9. «Придумай предложение». Взрослый называет любое прилагательное. Затем по очереди необходимо наращивать количество слов, точно повторяя предыдущие, чтобы получилось развернутое предложение.     (Синий…

Синий автобус…

Синий автобус едет…

Синий автобус едет по …

Синий автобус едет по улице….)

10. «Слова – родственники». Предложите ребёнку подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. Если он затрудняется, можно помочь, задавая наводящие вопросы. (подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из рыбы? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.)

11. «Великаны, люди, лилипуты». Расскажите ребёнку историю про великанов и лилипутов. Предложите изменять слова для великанов и лилипутов. У людей – руки, у великанов ручищи, у лилипутов ручки, ручонки и др.

Моделируйте данные игры, придумывайте новые. Играйте каждый день, используя 2-3 игры. Поощряйте ребёнка за малейшие успехи жетонами или наклейками, которые он будет приклеивать в импровизированный дневник.

Развитие фонематических процессов у детей

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению, а также залог успешного освоения чтения и письма. При недостаточно сформированных фонематических процессах (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений) ребёнок может столкнуться с проблемами при овладении чтением и письмом в начальной школе. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, а звуковой анализ – в более позднем возрасте, на пятом году жизни. Фонематическое восприятие – это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ – способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Этапы формирования фонематических процессов:  

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение высоты, силы, тембра голоса;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игры, в которые полезно играть с ребёнком:  

1. «Угадай, что звучит». Приготовьте любую ширму и различные предметы, которые издают звук (газета, ложки, футляры от киндеров с мелкой, крупной крупой, палочки, крышки от посуды и др.). Производите шумы и звуки, ребенок должен догадаться, что звучит. Шумы могут быть разные – бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать её, и т.д.

2. «Чей голосок».  Взрослый называет слово или фразу разными тембром, высотой голоса, изображая медведя, лисицу, бабу Ягу, мышку и т.д. Ребёнок должен догадаться кто это. После чего можно поменяться ролями с ребёнком или даже инсценировать сказку.

3. «Внимательные ушки». Взрослый перечисляет слова, предлагая ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (закачивающееся) на определённый звук. Включайте слова – ловушки, которые не содержат данного звука.

4. «Мяч передавай – слово называй». Взрослый называет первое слово и передает мяч ребёнку, приговаривая:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Ребёнок должен выделить конечный звук слова и предложить свое слово, начинающееся на данный звук (весна – автобус – слон – нос – сова).

5. «Кто больше». Возьмите сюжетную картинку, насыщенную предметами, в словах которых встречается проблемный звук. Называйте по очереди слова, за каждый найденный предмет и названное слово – очко.                                         

6. «Волшебные вагончики». Соорудите из кубиков или кирпичиков импровизированный паровоз из трех вагонов. Называйте слова с проблемным звуком, ребенок должен не только повторить слова, но и определить место этого звука в слове, «посадить» слово в нужный вагон (в начале слова – первый вагон, в середине – второй, в конце слова – третий вагон).

7. «Барабанщики». Взрослый называет слова, ребёнок отхлопывает или отстукивает палочкой количество слогов.

8. «Помоги Федоре собрать посуду». Изображаем Федору, которая идет по лесу и зовет свою посуду. Выделяем голосом ударный гласный (сИто, корЫто, самовАр, лОжки).

9. «Звукоед». Взрослый превращается в звукоеда или слогоеда, который похищает звуки или слоги в словах. Ребёнок должен спасти слово, вставив в него нужный звук или слог (..тол, окн.., п..атье, мага…н, …рова).

10. «Подарочки». Дарить подарочки своим друзьям, родственникам, любимым куклам и игрушкам таким образом, чтобы название подарка начиналось с того же звука, что и имя получателя (бабушке – бант, булку, барана, барабан, зайчику – зонт, замок, звонок).

11. «Твёрдый, мягкий». Взрослый называет слова, если в слове первый звук мягкий, ребёнок гладит себя по голове, если звук твёрдый – хлопает в ладоши.

12. «Угадай-ка». Предложите ребёнку несколько слов, выделив первый или последний звук в этих словах и составив их вместе, у него получится новое слово (сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот; столб, окно, калач, сук, дача – бочка).

13. «Слоговые цепочки». Просить ребёнка повторять отраженно слоговые ряды, постепенно усложняя их (па-ба-па, та-да-та-да, на-ла-ма-на, са-ша-са-ша, са-жа-за-ша ).

14. «Найди слова в слове». Предложите ребёнку длинное слово, из букв которого он должен составить другие слова.

Тренировочные упражнения, способствующие формированию навыков чтения

без насилия над ребёнком

Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Навыки осознанного, выразительного, беглого чтения закладываются в начальных классах. Обычно эту проблему пытаются решить просто: надо больше читать. Сидит ребёнок над книгой, плачет, ненавидя и само чтение, и того кто принуждает к этому. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Практика логопедической работы с обучающимися имеющих трудности в формировании навыка чтения показывает о необходимости внесения качественных изменений в организацию и содержание коррекционной работы. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о том, что развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать логопедам при организации коррекционной работы, включая в неё упражнения по использованию ребёнком различных приёмов запоминания, внимания и произвольной регуляции действий. Предлагаемая практика позволит более гуманно подойти к решению актуальных проблем в логопедии это:

  • Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в овладении техникой чтения с детьми имеющими проблемы.

  • «Формирование навыка чтения без насилия над ребёнком». 

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

  • технические навыки – правильное восприятие и озвучивание слов, осуществление связи между их зрительными образами, и акустическими, и речедвигательными

  • процесс понимания смысла читаемого – извлечение смысла, из содержания.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений  (Т.Г. Егоров).

Причины, тормозящие скорость чтения:

  • природный темп деятельности;

  • регрессии;

  • отсутствие антиципации;

  • нарушения артикуляции;

  • неправильное дыхание;

  • малое поле зрения;

  • уровень организации внимания;

  • уровень развития памяти.

1. Природный темп деятельности.

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Виды коррекционных упражнений:

  • Многократное прочтение.

Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Читать до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

  • Молния .

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  • Буксир.

Вы читаете текст вслух, Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребёнка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет превышать скорость чтения ребёнка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту.

2. Регрессии.

Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины: Сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания.

Виды коррекционных упражнений:

«Чтение с окошечком».

Листок с окошечком накладывается на строку. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, и повторное прочитывание будет исключено.

Методика обучения чтению предусматривает тренировочные упражнения способствующие устранению регрессии и формированию смысловой стороны чтения.

  • Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы       трава – травы

ветер – вечер    взбежал – вбежал

«Найди лишнее слово»

  • Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой.

Шляпа  шляпа  шляпы  шляпа

Стол столб стол стол

  • Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

  • Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

  • Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть        галка – галька

  • Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось разливалось

Пу –те -шест–во–вать путешествовать

  • Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

3. Антиципация

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

  • Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух.

  • Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

  • Занимательные модели.

- е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - (енот, езда, ерши)

  • Слова-невидимки

- Я толстый и большой. С - - -

- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

(слон, стон,)

  • Поиск смысловых несуразностей.

В тексте, наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки. Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».

  • Чтение текста через слово.

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово.

  • Чтение с помощью «Решётки».

При наложении решётки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучающиеся должны восстановить смысл. Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут.

4. Артикуляция

Для процесса чтения важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии .

  • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би

  • Чтение чистоговорок.

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

  • слоговые таблицы.

4. Дыхание.

Чтобы читать правильно и выразительно, нужно научиться ровно и глубоко дышать.

Виды коррекционных упражнений:

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и выдох. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

«Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают воздух, а выдыхать так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

«Выдох со счётом»

На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

«В лифте»

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот.

5. Малое поле зрения.

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Глядя в центр на точку, увидеть два слога одного слова.

ВО * ДА

ОЧ * КИ

Чтение первого и последнего слогов на строке.

«Словесная пирамида»

кол

укол

уколол

уколоть

укололся

Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и по команде «Бросок» начинают читать. Команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

5. Внимание.

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всеё, что только входит в душу человека из внешнего мира.» (К.Д. Ушинский)

Виды коррекционных упражнений:

«Внимание»

По сигналу «Внимание» показать карточку, но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать.

  • Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

  • Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

6. Память

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвёртого слова – забыл первое слово.

Рекомендованы зрительные диктанты, предложенные профессором И.Т. Федоренко.

Подробнее >>>>

 

Предложенные практические задания позволят учителю, логопеду и родителю работать не просто над следственными проявлениями нарушений (плохо читает – значит, будем учить читать), но, в первую очередь,  над базовыми процессами, в которых скрыта причина. Использование в логопедической работе тренировочных упражнений, улучшает технику чтения. А хорошая техники чтения, в свою очередь, позитивно влияет на:

  • общее развитие речи;

  • на повышение качества успеваемости.

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.