ПРЕПОДАВАТЕЛИ И АДМИНИСТРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

У каждого своя охота, своя любимая забота:

Кто целит в утку из ружья; кто бредит рифмами, как я;

Кто бьёт хлопушкой мух журнальных;

Кто правит в замыслах толпой; кто забавляется войной;

Кто в чувствах нежится печальных; кто занимается вином…

И благо смешано со злом…

 

А.С. Пушкин

Официальные документы

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Цели работы: 

  • оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • помощь в выработке у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.

Направления и формы работы:

  • профессиональное просвещение;

  • профессиональное консультирование;

  • психологическая поддержка.

Профессиональное просвещение – ознакомление обучающихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодёжи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Профессиональное консультирование – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Психологическая поддержка – методы, способствующие снижению психологической напряжённости, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

 

Картина жизненного пути, который человек проходит со дня своего рождения до смерти, каждому представляется по-своему. На этой картине можно видеть либо плавание по бурному морю, либо блуждание по замкнутому лабиринту, либо восхождение на высокую гору.

Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, биология вводят вас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

 

Существует большое множество профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить её?

Разумный человек не возьмётся проектировать мост, если он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача и цена ошибки здесь может быть очень высокой – жизни людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность её часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно давая первые приходящие в голову советы и решения, а цена ошибок здесь тоже немалая – судьба человека.

Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути. Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество. В настоящее время рынок труда насчитывает более 40 000 профессий. Одни профессии появляются, другие исчезают. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё так, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно и взрослому человеку. А каково же подростку? Последние социологические исследования показывают, что до 80% выпускников 9-х классов выбирают профиль обучения, не соответствующий их личностным особенностям и интересам. К сожалению, в настоящее время всё большее число детей «социально незрелых», когда по своим физическим данным это уже юноши и девушки, а по личностному развитию ещё дети.

Как отмечают сами дети, основными ошибками при выборе дальнейшего обучения являются:

  • незнание мира профессий (слабая информированность);

  • незнание себя, своих сильных и слабых сторон, возможностей и личностных качеств;

  • авторитетное мнение значимого взрослого (знакомые, родственники, друзья);

  • авторитет родителя (сказал – значит пойдёшь!);

  • «за компанию», когда подросток ещё не уверен в своих силах, ему трудно оторваться от класса, друзей, коллектива.

Пользу ранней профориентации сложно переоценить. Чем раньше ребёнок начнёт задумываться о том, чем ему интересно заниматься, выяснять, к чему у него есть склонности и способности, что ему подходит по характеру, тем лучше. Конечно, во 2-7х классах о выборе профессии говорить ещё рано. Но узнавать себя и свои возможности, пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Ранняя профориентация позволяет сделать большое число проб, не боясь ошибок. Можно попробовать себя в огромном количестве кружков, секций, посещать самые разные занятия. Тренироваться выбирать и развивать свои способности. Тогда к 9-11 классу выбор вуза и специальности будет намного более продуманным, осознанным и продуктивным.

Этапы и содержание профориентационной работы в МАОУ Гимназия № 15

1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные её виды, в т.ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

  • постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • представления о собственных интересах и возможностях;

  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

  • групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • профессиональное самопознание;

10-11 классы:

  • коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Формы работы по профориентации

  • Для 1-4 классов: классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев, викторина

  • Для 5-9 классов: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д.

  • Для 10-11 классов: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?», ролевые игры.

Педагоги гимназии могут найти интересующие их материалы по вопросам профориентации по адресу: МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ 


Карта интересов (Методика А.Е. Голомштока, редакция Е.И. Фадеевой)
Методика «Карта интересов» используется при проведении профориентационной работы с подростками.

Определение социальной направленности личности (Методика Д. Голланда)
Опросник направлен на диагностику основной профессиональной направленности личности.

Прогноз Министерства образования и науки РФ по востребованности профессий на 2017-2021г.г.
Будет не хватать специалистов с высшим профессиональным образованием по таким специальностям как:

  • «Физико-математические науки»,

  • «Информатика и вычислительная техника»,

  • «Сфера обслуживания»,

  • «Информационная безопасность»,

  • «Естественные науки»,

  • «Геодезия и землеустройство»,

  • «Морская техника», «Автоматика и управление»,

  • «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием в таких сферах как:

  • «Металлургия, машиностроение и металлообработка»,

  • «Сфера обслуживания»,

  • «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»,

  • «Строительство и архитектура».

Также страна будет нуждаться абсолютно во всех специалистах с начальным профессиональным образованием.
Сложность с трудоустройством может возникнуть у тех, кто определит для себя будущую профессию, связанную c юриспруденцией, экономикой и менеджментом. 
По данным Минобрнауки РФ, в 2018 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 тысячи. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч.

Прогноз востребованных профессий на 2018-2021г:
По прогнозам экспертов, к 2018 году в десятку самых востребованных профессий войдут:

  • инженеры;

  • специалисты по компьютерным технологиям, логисты;

  • специалисты в области нанотехнологий; 

  • специалисты по электронике и биотехнологиям;

  • специалисты по сервисному обслуживанию;

  • медики, химики и экологи.

Высокий спрос будет сохраняться на специалистов со знаниями иностранных языков, причём не просто переводчиков, а именно на двуязычных специалистов. Сократится спрос до 2019г.: на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, веб-дизайнеров, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов.
7 самых востребованных профессий сегодня (кого сейчас нанимают в первую очередь):

  • Менеджер по продажам.

  • Директор по логистике (простраивает эффективную цепочку доставки товаров от поставщиков к заказчикам).

  • Сервисные инженеры, которые чинят всё, что ломается, и поддерживают существующие системы.

  • Менеджер по стратегическому планированию – это аналитики, которые рекомендуют топ-менеджерам, как развивать продукты и бренды компании, на каких рынках осуществлять экспансию, откуда уходить.

  • Медицинский представитель – расширяется география продвижения препаратов, соответственно, нужны те, кто их рекламирует». Медпредставители – основной инструмент продвижения препаратов среди врачей и фармацевтов.

  • Специалист по работе с должниками – это именно финансисты, а не выходцы из силовых структур. Банкирам нужны специалисты, которые увеличивают объём собранных долгов.

  • Директор магазина, главное требование – опыт раскрутки и быстрого вывода на рентабельность новой точки.

Кому меньше всего стоит бояться сокращений сегодня: менеджерам по продажам, проектировщикам и инженерам, медицинским работникам, инженерам-технологам, экспедиторам и специалистам по логистике.
Выбирать профессию можно с учётом востребованности разных специалистов на рынке труда, но всё же, перед этим ответственным в жизни шагом лучше дать человеку возможность попробовать себя в разных профессиях. 

Родительский всеобуч «Моя роль в подготовке ребёнка к труду и выбору профессии»

подраздел «ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ» (перейти):

Список ресурсов, которые могут помочь с выбором будущей профессии. Тесты на выбор профессии​. Высшие учебные заведения г. Красноярска

подраздел «ВЫПУСКНИКАМ 9 КЛАССА» (перейти)

подраздел «ВЫПУСКНИКАМ 11 КЛАССА» (перейти)

Ссылки на сайты профориентационной направленности

https://proektoria.online/ портал «ПроеКТОриЯ»

http://www.rabota-enisey.ru/atlas – сайт агентства труда и занятости населения Красноярского края (вкладка «Атлас профессий»)

http://www.kcp24.ru – сайт КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения»

http://atlas100.ru/#project – информационно-аналитический ресурс 

https://sites.google.com/site/proforientaciaobucausihsa/home  – сайт лаборатории профориентации Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования 

http://www.профессиональнаяориентация.рф/ – Профессиональная ориентация обучающихся;

http://школа-профориентация.рф – Школа профориентации

http://profshkolnik.rusedu.net/ – Объединение педагогов, занимающихся вопросами профессионального самоопределения учащейся молодёжи

http://vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school – Ваш психолог: Профориентация старшеклассников

http://www.moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html – Моё образование: Профориентация школьников

http://www.profvibor.ru/ – Электронный музей профессий

http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shm  – Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)

http://www.proforientator.ru – Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

http://azps.ru/porientation/index.html – Материалы по профориентации

Презентация «Профессия и специальность» (просмотр)

Презентация «Выбор профессии» (просмотр)

Презентация «Как выбрать профессию?» (просмотр)

Презентация «Выбор профессии: сложно ли это?» (просмотр)

 

Методический материал по профессиональным и профильным пробам

Методические рекомендации

Организационно-педагогическое сопровождение профориентационной работы школы

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в работе по ранней профориентации

  • Методическое пособие для педагога-психолога образовательного учреждения Камионская Т.Б. «Ты и твоя будущая профессия». Сборник включает в себя пакет материалов и типовых диагностических методик  и предназначен для проведения комплексного психологического обследования обучающихся старшего звена образовательных учреждений и работы по профориентации школьников. Он может представлять интерес для педагогов-психологов, учителей, социальных педагогов и руководителей образовательных учреждений, специалистов, занимающихся работой по профориентации школьников и осуществляющих психологическое сопровождение процесса самоопределения обучающихся.

  • Резапкина Г.В. Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5–9 классов)

Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.

 

Актуальные всероссийские проекты по профессиональному самоопределению обучающихся

Проект «Проектория», стартовавший в 2016 году, в настоящий момент вступил в активную фазу.

Основная цель проекта – помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и определить осознанный выбор своей профессиональной траектории.

В 2017 году совместно с Минобрнауки России запущен цикл уроков по профессиональной навигации для старшеклассников, который поможет обучающимся ответить на вопросы: какие профессии будут самыми востребованными завтра, а какие, исчезнут с рынка труда? что нужно знать и уметь, чтобы сделать карьеру? и т.д.

Открытые уроки проходят с 10 утра по московскому времени – к ним сможет подключиться любой класс в любой точке страны или посмотреть интересующий материал в записи. Прямая трансляция доступна для всех пользователей на портале «ПроеКТОриЯ» и в группах социальных сетей проекта. На этих же онлайн-площадках обучающиеся смогут задать вопросы гостям, поучаствовать в голосованиях и конкурсах, пообщаться с экспертами, предложить свою идею и пройти образовательный тест.

Профориентационный проект «Билет в будущее», презентованный Президентом в послании Федеральному собранию. Ведущий оператор – союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» 

Проект Zасобой – выбор вашего будущего

Всероссийская акция «Неделя без турникетов», организуемая ежегодно в 3-ю неделю апреля и 3-ю неделю октября. Подробная информация об акции представлена на официальном портале Союза машиностроителей России

Восьмая всероссийская неделя высоких технологий и технопредпринимательства.

Рекомендации родителям по профориентации

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.