УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ 

 

Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту.

Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния,

даже шутки, и, уж конечно, прикосновения равнодушных рук.

Константин Паустовский

 

Вот лучший совет, который можно дать юношеству:

найди что-нибудь, что тебе нравится делать,

а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить.

 

 Кэтрин Уайтхорн

Дорогие ребята! Эта страничка поможет вам: 

  • определить профессиональные склонности, выяснить потенциал обучаемости и наметить пути дальнейшего развития;

  • выбрать профиль обучения в школе, варианты дополнительного развития и подготовки (кружки/секции, специальность, колледж, техникум, вуз, факультет)

Профессия это деятельность, посредством которой индивид участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, выступает как средство личностной самореализации

 

Портал мониторинга трудоустройства выпускников

Если вы с детства мечтали стать врачом или лётчиком и до сих пор не сомневаетесь в правильности своего выбора – у вас нет проблем. Что бы ни говорили родители, вы упорно штудируете учебники по химии или биологии и хорошо представляете себе, что будете делать по окончании школы. Вы просто счастливчик, ведь многие сверстники не представляют себе, «кем быть» и куда поступать, да и поступать ли вообще. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает вашу социальную и психологическую зрелость. Хуже, если пока все равно: кто-то за ручку отведёт в юридический институт (потому что вам «как бы нравится» профессия юриста), а потом окажется, что вы терпеть не можете перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

 

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий подростков. Первые пока не нашли в жизни ничего интересного. Так получилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, их жизнь скучна или монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься, ничто не влечёт особенно. Да и в мире профессий они слабо ориентируются. Вторая категория ребят очень активна и в учёбе, и в других видах деятельности. Им интересно всё, они посещают одновременно 3 кружка, 10 факультативов и 5 спортивных секций. И у них всё получается. Если человек талантлив, он талантлив во всём. За что ни возьмётся этот чудо-подросток, во всём добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что ему нравится больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

 

Хочу: желания, интересы, стремления. 

Могу: способности, таланты, состояние здоровья. 

Надо: состояние рынка труда, социально-экономические проблемы в регионе. 

Согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» в мире существует более 40 000 профессий. В России их  насчитывается более семи тысяч. Как найти свою профессию в этом огромном море? Неправильные выборы являются следствием недостаточной осведомлённости по трём направлениям: 

  • незнание мира профессий профессий существующих и актуальных в перспективе; 

  • незнание правил выбора профессий, т.е. то, каким образом соотнести себя с существующими профессиями;

  • незнание самого себя с точки зрения своего здоровья, своих способностей, «чего я хочу добиться» и «от чего я получаю удовольствие».

Кто может помочь определиться с выбором?

Конечно, родители никогда не откажут тебе в помощи, друзья подскажут, родственники помогут. Но всё это будет на уровне бытовых советов. Профессиональную помощь может оказать психолог. А можно начать с того, что самостоятельно пройти тест (http://profession.krsnet.ru/cgi-bin/profession/proftest/1/), и если этого будет недостаточно, обратиться за консультацией к психологу.

Ошибки при выборе профессии

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 или 9 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдёте что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

  • Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

  • Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, сравнивая (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идёт на пожарника (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

  • Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне комплекта). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.

  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении). Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием (русский язык и литература, иностранный язык в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарём-референтом. Тем более, имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в вуз при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и, прежде всего, в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется в абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства).

  • Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако, имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

  • Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а лётчики – сердце.

  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определённые действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Интересуйтесь, читайте, узнавайте как можно больше о профессиях, читайте профессиограммы, обращайтесь за помощью к старшим. Позвольте себе не быть таким, как все. Позвольте себе найти себя. Позвольте себе быть счастливым и успешным. Вы неповторимы – это реальный факт, он лежит в основе вашего самоопределения. Но: вы не можете совершить самоопределение, если вы вялы, не настойчивы и компромиссны. Призвание – это радостное отдавание себя делу, которому служишь, поэтому снова и снова: найди себя! Хорошо, когда задача профессионального самоопределения решается на заре жизни, когда человек с юности решает, кем стать.

Чёткое представление о сути профессии важно для осознанного принятия решения о выборе профессий. Чтобы не получилось, что выбирал, ориентируясь на свои фрагментарные знания, а на деле специалист данной профессии делает совсем другое. Знания о современных профессиях помогут анализировать рынок труда (читать о предлагаемых вакансиях), рынок образования (понимать, чему именно учат в данном вузе, каких специалистов готовят).

Основные типы профессиональной деятельности человека

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Климов. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

  • Человек – природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Это все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды (ветеринар, агроном, овощевод, зоотехник, ветврач и т. д.).

  • Человек – техника. Это профессии, связанные с техникой (механик, строитель, электрик и т. д.).

  • Человек – человек. Это профессии, связанные с обслуживанием людей (учитель, врач, воспитатель, следователь, журналист и т. д.).

  • Человек – знаковая система. Это профессии, связанные с подсчётами, цифровыми и буквенными знаками (чертёжник, корректор, бухгалтер, операторы ЭВМ и т. д.).

  • Человек – художественный образ. Это все творческие профессии (писатель, актёр, художник, музыкант и т. д.).


Профессиограмма – это описание профессии по определённой схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества и т.п.

Профессиограммы основных современных профессий

Список ресурсов, которые могут помочь с выбором будущей профессии

Всё о выборе профессии и карьере для молодёжи

  • Новый портал по профориентации для молодых http://career-inform.ru

  • Профессиональная ориентация (Федеральный портал «Российское образование») 

http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php

  • Справочник профессий http://www.rabotka.ru/infoworker

  • Справочник профессий (подробное описание, востребованность на рынке труда, интервью) 

http://www.e-xecutive.ru/professions

Какую профессию выбрать? На кого пойти учиться после 9 или 11 класса? Насколько будет востребованной профессия в будущем? Описания профессий включают: требования к профессиям, перечень вузов (где получить профессию), отрасли, связанные с профессией, обязательные для поступления ЕГЭ, коды специальностей образования и т.д.

  • Специальности СПО. Этот раздел поможет вам узнать о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков. 

  • Специальности ВПО. Этот раздел поможет вам узнать о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков. Проф. просвещение.

  • Игры разума. Информационный ресурс предлагающий большой, регулярно обновляющийся набор задач, головоломок и загодок, многие из которых могут оказаться полезными для лиц, стремящихся развить свои мыслительные способности, пытающихся определить области знаний, к которым у них наибольшая предрасположенность. Задачи разбиты по категориям: алгебра, геометрия, программирование, теория вероятностей, логика, физика, смекалка и т.п. В каждом разделе задачи группируются по 5 уровням сложности Проверка культуры мышления и уровня интеллекта. Тренировка мыслительных способностей. 

  • ПСИ-ФАКТОР. Информационный ресурсный центра по практической психологии предлагает 20 тестов, часть из которых может оказаться полезной для лиц, выбирающих себе профессию Логический тест «Летающий крокодил», «Ваши лидерские качества», «Вы ведущий или ведомый?», «Cклонны ли Вы к деловому риску?», «Способны ли вы быть руководителем?», «Мерчандайзинг», «Тест для рекламистов-копирайтеров», «Психология рекламы». 

  • Справочник профессий. Раздел поддерживает кадровое агентство «Профит-М». Даётся описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи. Часть описаний в виде должностных инструкций.

  • Хочешь узнать, какие колледжи, вузы подходят именно тебе? Где найти работу с твоим характером? Где поиграть в футбол, научиться играть на гитаре, рисовать или стать волонтёром? Новая интерактивная сеть – именно для тебя! http://www.траектория.онлайн/

  • Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися. В рамках программы ежегодно проводится «Всероссийская профдиагностика» (всероссийский тест по профориентации), Всероссийский конкурс методических материалов по профориентации и Конкурс видеороликов о профессиях, образовательные вебинары для специалистов по профориентации. Ежемесячно проводятся мероприятия по популяризации профессий различных отраслей экономики «Zaсобой в профессию». Программа поддерживается депутатами Государственной Думы ФС РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством образования и науки РФ

  • Пройди тесты по психологии, профориентации прямо на сайте онлайн и узнай больше о своих способностях и месте их наилучшего применения. С помощью результатов тестов ты сможешь получить рекомендацию с траекторией, которая определит наиболее подходящее именно тебе место учебы, работы и дополнительной занятости. www.metalspace.ru – Совместный проект информационно-образовательного портала МИСиС и ОМК

Вы можете бесплатно пройти онлайн тестирование Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», чтобы определиться в дальнейшем выборе пути обучения:

Тесты для 2-5 классов:

Тесты для 6-9 классов:

АНКЕТИРОВАНИЕ

Для 4 класса

«Карта интересов. Каким я себя вижу»

Для 7 класса

«Карта интересов»

Для 10 класса

Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников)

Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда. Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удаётся рассмотреть только ориентировочную готовность обучающегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

Тесты на выбор профессии

Ответив всего на два вопроса, вы узнаете, какие профессии вам подходят больше всего. Матрица выбора профессии поможет вам уточнить свой выбор или увидеть новые варианты.

Методика «Карта интересов» позволит узнать, какое направление профессиональной деятельности подходит вам больше всего. Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат. Вопросов: 50

Известно ли вам, к какому типу личности вы относитесь: реалистическому, интеллектуальному, социальному, офисному, предпринимательскому или артистическому, и какую профессию в связи с этим лучше выбрать?

Центр профориентации и развития личности «СегоДня» предлагает тест, который поможет узнать, какой тип профессии вам стоит выбирать. Основой теста является модификация методики Е.А. Климова. Вопросов: 30

Данный тест поможет вам узнать профессиональные интересы и в соответствии с ними выбрать свою будущую профессию. Вопросов: 30

Если вы всё ещё не решили кем стать или боитесь ошибиться с выбором профессии, предлагаем вашему вниманию данный тест. Ответив на несколько вопросов, вы узнаете, какую профессию вам стоит выбрать. Вопросов: 12

Вы ещё не определились с выбором профессии? Пройдите тест и получите рекомендации по выбору будущей карьеры. Вопросов: 5

Данный тест поможет выявить особенности вашего характера и узнать, к какому виду деятельности в жизни вы склонны больше всего. Вопросов: 13

Учреждения среднего профессионального образования

Навигатор абитуриента: колледжи России 2017

Высшие учебные заведения г. Томска:

Высшие учебные заведения г. Красноярска:

Высшие учебные заведения г.  Москвы

ВУЗы и ССУЗы России

Профессия Родину защищать! (военные учебные заведения России)

Список ВУЗов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ

ХГУ им. Н. Ф. Катанова  г. Абакан

Проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» выпустил ежегодный интерактивный ресурс для старшеклассников и абитуриентов «Вузы России: навигатор абитуриента-2019» 

Ресурсы по профориентации:

Центры занятости населения:

подраздел «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА» (перейти)

Книга «Есть такая профессия – Родину защищать»

 

Памятка потенциальным участникам собеседования для преодоления возникающих при общении с работодателем коммуникативных барьеров

Как успешно преодолеть языковые барьеры при собеседовании с работодателем

1. Излагайте только главное, выкладывайте свои сильные стороны: не вдавайтесь в подробности, стремитесь быть ясными и краткими. Для этого используйте короткие предложения: они делают текст более лёгким для восприятия. Употребляйте конкретные формулировки: «знаю», «владею», «умею».

2. Акцентируйте внимание работодателя на позитивном. Вычеркните из своей речи негативные примеры, не соответствующие теме слова, слова-паразиты.

3. Перечислите все свои достоинства, личностные качества, не стремитесь казаться скромным. Например, «общительный», «самокритичный», «целеустремлённый», «эмоционально устойчивый»; «обладаю аналитическим складом ума», «социально-психологической интуицией», «наблюдательностью», «ответственностью»; «мобилен», «способен решать нестандартные задачи», «способен к принятию быстрых и взвешенных решений», «неконфликтный». Выберите из перечисленных характеристик то, что соответствует вам.

4. Перечислите все свои достижения, возможно для себя даже составьте  небольшое резюме. Оно поможет вам не забыть о каком-то важном этапе вашей жизни. Выберите из предложенных глаголов те, которые соответствуют вашей профессии: «управлял», «оценивал», «помогал», «консультировал», «организовывал», «обучал», «проектировал».

5. Чётко отвечайте на заданные вопросы. Давайте полные, но лаконичные ответы. Следите за речью, старайтесь верно ставить логические ударения.

6. Для объяснения ухода с предыдущей работы покажите, что вами движет желание найти более интересную работу. Обдумывайте свои фразы и чётко проговаривайте их, например: «не хочется останавливаться на достигнутом», «хотелось бы повысить свой  профессиональный уровень», «мною движет стремление к собственному росту», «желание применить свой опыт там, где он может дать наибольшую отдачу», «стремление наиболее полно реализовать свои возможности».

7. Докажите работодателю, что у вас есть цель, позволяющая применить вам свои умения и навыки в данной профессии, или развивающейся кампании, например: «В будущем планирую попробовать себя в новой сфере».

8. Внутренне настройтесь на установление контакта с собеседником, постарайтесь понять, что от вас требуется; демонстрируйте хорошее воспитание  будьте вежливы, говорите уверенно, с убедительной интонацией в голосе.

Важно заметить, что к собеседованию нужно основательно готовиться. Необходимо помнить о том, что как только Вы станете участником общения, Вас начнут оценивать по речевым компонентам.

Трудовой кодекс, или Что ты должен знать о своих правах и обязанностях.

Каждый человек в нашей стране имеет право на труд и отдых. Каждый из нас имеет право свободно выбирать труд согласно своим способностям, профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Согласно Трудовому кодексу (далее – ТК) приступить к трудовой деятельности имеет право  любой гражданин РФ 15-ти летнего возраста или 14-ти летние обучающиеся с согласия родителей, если работа не нарушает учебный процесс, не вредит здоровью.

Труд молодёжи (до 18 лет)

1. Продолжительность рабочего времени сокращена и составляет 24 часа в неделю для работников в возрасте до 16 лет, 36 часов в неделю для работников  16-18 летнего возраста (ст. 92 ТК), при этом продолжительность ежедневной работы не может превышать:

  • для 15-16-летних – 5 часов, 16-18-летних – 7 часов;

  • для обучающихся, совмещающих учёбу и работу 14-16-летнего возраста – 2,5 часа, 16-18-летних – 3,5 часа (ст. 94 ТК).

2. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени или по сдельным расценкам. Работодатель может за счёт собственных средств  производить доплаты (ст. 271 ТК).

3. Заключение трудового договора возможно с лицами, достигшими 16 лет или с согласия родителей, опекунов – с 14 лет.

4. Принимаются на работу без испытательного срока граждане в возрасте до 18 лет, а также лица, окончившие учебные заведения и поступающие на работу впервые по полученной специальности (ст. 70 ТК).

5. Ежегодный оплачиваемый отпуск для работников в возрасте до 18 лет предоставляется в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 ТК). По соглашению с руководством предприятия оплачиваемый отпуск может быть представлен до истечения 6 месяцев работы (ст. 122 ТК).

6. Увольнение производится в исключительных случаях с согласия государственной инспекции труда РФ и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением случая ликвидации предприятия) (ст. 269 ТК).  

7. Работы, на которых запрещается применять труд молодёжи в возрасте до 18 лет:     

  • на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах;

  • на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка, и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами);

  • на работах, связанных с передвижением тяжестей, превышающих установленные для этого возраста нормы (ст. 265 ТК);

  • служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие дни (за исключением творческих работников).

8. Необходимо предварительное медицинское обследование молодёжи в возрасте до 18 лет, при заключении трудового договора (ст. 69 ТК).

Поступившим в высшие учебные заведения, техникумы, колледжи, училища и вечерние школы не зависимо от их организационно-правовых форм по заочной, дневной и вечерней формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска. (Подробнее см. ТК РФ статьи 173, 174)

Внимание!

  • Все гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

  • При обучении одновременно в 2 образовательных учреждениях гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в 1 из них по выбору работника.

  • Если учебное заведение не имеет госаккредитации, то гарантии и компенсации устанавливаются коллективным или трудовым договором на конкретном предприятии.

Трудоустройство

Подросткам, желающим трудоустроиться

Если вы желаете трудоустроиться, то необходимо знать о необходимости подготовки следующих документов:

  • Медицинская справка 086/у «О возможности выполнения несовершеннолетними предполагаемой работы».

  • Разрешения, согласия органов опеки и попечительства на заключение трудового договора с несовершеннолетними (для несовершеннолетних в возрасте  до 15 лет).

  • Справки об отсутствии судимости при трудоустройстве подростков в образовательные  организации, учреждения спорта и культуры.

Возрастные ограничения

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ).

Также трудовой договор могут заключать лица достигшие возраста:

  • 15 лет (ч.2. ст. 63 ТК РФ) для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, если несовершеннолетний: а) получает общее образование; б) продолжает освоение основных общеобразовательных программ общего образования по иной, чем очная форме обучения; в) оставил обучение в общеобразовательном учреждении. Подтверждением того, что подросток оставил образовательное учреждение, является справка, которую образовательные учреждения выдают лицам, не завершившим основное общее, среднее общее образование.

  • 14 лет (ч. 3 ст. 63 ТК РФ) для выполнения в свободное от учебы время лёгкого труда не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Для заключения трудового договора требуется согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

  • до 14 лет (ч. 4 ст. 63 ТК РФ) для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках без ущерба здоровью и нравственному развитию. Заключение трудового договора допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

​Документы, предъявляемые при заключении трудового договора Обязательный перечень документов (ст. 65 ТК РФ): 

  • Паспорт.

  • Трудовая книжка (при наличии).

  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

  • Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (при наличии).

  • Справка с места учёбы (с указанием ФИО (полностью) учащегося, даты рождения, класса (группы) наименование образовательного учреждения, даты выдачи справки). В случае трудоустройства в каникулярный период, в справке должен быть указан срок каникул. Справка подписывается руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью заведения.

  • Медицинская справка о состоянии здоровья с заключением «Годен к труду без ограничений» от участкового врача.

Также в наличии должны быть документы:

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) несовершеннолетнего.

  • Медицинский страховой полис.

Лицам в возрасте до 16 лет необходимо согласие органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с несовершеннолетним.

сн.jpg
zasoboi.png

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.