МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

УЧЕНИКАМ

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА

 

Россия занимает одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков. Суицид является одной из основных причин смерти у молодёжи на сегодняшний день и считается «убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от 15 до 24 лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в т.ч. передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. 

Суицидальное поведение – это одна из форм деструктивной личностной активности, которая имеет чётко выраженную направленность на самоубийство или покушения на свою жизнь (мысли, намерения, высказывания, угрозы и т.п.). К особенностям суицидального поведения у детей и подростков относят:

  • Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия чёткого представления о том, что такое смерть и предвидения смертельного исхода.

  • Отсутствие в этом возрасте чётких различий между истинно суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.

  • Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность, мимолётность, несерьёзность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток – отсюда «неожиданность» факта.

  • Опосредованное влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, учебного учреждения, ближайшего окружения сверстников).

  • Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и другое.

 

Ссылки на материалы в сети Интернет:

Можно ли предотвратить детские самоубийства? В каких регионах наиболее высокий процент этих трагедий? Каковы основные причины подростковых суицидов? 

Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития психологически здорового ребёнка. Это включает в себя и профилактику суицидального риска. Предотвращение суицидального поведения обучающихся для учителей, социального педагога, психолога и других работников ОУ является важной задачей, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление обучающихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путём доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

  • профилактика здорового образа жизни;

  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

  • контроль посещаемости занятий и прогулов и т. п.

Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц ОО понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Сегодня ОО должна стать для ребёнка местом социальной и психологической стабильности.

Понятие «суицид»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек.

Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

  • Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Он характеризуется продуманным планом действий. Решение на его совершение вызревает не мгновенно. Такому суициду всегда предшествуют более или менее продолжительный период переживаний, угнетенное настроение, депрессивное состояние. Происходит борьба мотивов и поиск выхода из создавшейся ситуации. Причём окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

  • Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является у подростка способом обратить внимание на себя и на проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями, позвать на помощь. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» своё несправедливое отношение к нему. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

  • Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента.

  • Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации.

  • Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль.

  • Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению.

  • Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Причины подросткового суицида

Причиной подросткового суицида может быть отягощённое социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры  на взрослого. А также:

  • Несформированное понимание смерти. В понимании ребёнка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Он думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

  • Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе без этого чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

  • Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. Молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути её достижения.

  • Дисгармония в семье, нарушенные внутрисемейные, внутришкольные и внутригрупповые взаимоотношения.

  • Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

  • Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующие о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Психика при депрессии лишается сильных чувств. Поступки и настроение как бы выдыхаются. Человеком овладевает безнадёжность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Основные мотивы суицидально поведения у подростков:

  • Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь).

  • Переживание обиды, одиночества, непонимания.

  • Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность.

  • Чувство мести, злобы, протеста.

  • Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам.

  • Страх наказания.

  • Избежание трудных ситуаций.

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

 

Типы суицидального поведения:

  • Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

  • Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

  • Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

  • Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети-суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75% их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приёмными родителями.

Внешние причины суицида

  • Неблагополучная семья: тяжёлый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей.

  • Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком.

  • Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка.

  • Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе.

  • Серия неудач в учёбе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей.

  • Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и чёрное.

  • Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

  • Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков.  Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Характерные черты подросткового суицида

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжёлые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

  • суицидное поведение демонстративно, в нёем есть признаки «игры на публику»;

  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности, точного просчёта;

  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая верёвка и т.п.).

Памятка для педагога «Если ребёнок в кризисной ситуации»

Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведётся систематически и целенаправленно. Именно педагоги (классные руководители, социальные педагоги) хорошо знают своих подопечных и могут первыми отметить изменения в поведении (знаки беды) несовершеннолетнего – это заметная перемена в обычных манерах поведения ребёнка:

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

  • усиление жалоб на физическое недомогание; 

  • склонность к быстрой перемене настроения;

  • жалобы на недостаток сна или повышенную сонливость;

  • ухудшение или улучшение аппетита;

  • признаки беспокойства;

  • признаки вечной усталости;

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;

  • отказ от общественной работы, от совместных дел;

  • излишний риск в поступках;

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

  • поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;

  • необычные вспышки раздражительности;

  • усиленное чувство тревоги;

  • выражение безнадёжности;

  • приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;

  • раздача подарков;

  • приведение всех дел в порядок;

  • разговоры о собственных похоронах;

  • отсутствие планов на будущее;

  • составление записки об уходе из жизни.

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими признаками замышляемого суицида являются: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

На готовность к суициду могут указывать признаки изменившегося поведения у подростков:

  • Может быть тревожно-возбужденное поведение,  внешне даже похожее на подъём, однако, с проявлениями суеты, спешки.

  • Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных.

  • Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией,

  • Может быть депрессивное состояние, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъём, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении заметно оцепенение, сонливость.

  • Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчётливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.

  • Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями.

  • Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Признаки эмоциональных нарушений:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

  • погруженность в размышления о смерти

  • отсутствие планов на будущее

  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, «одиночки»;

  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением;

  • с затяжным депрессивным состоянием;

  • сверхкритичные к себе подростки;

  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

  • из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;

  • из семей, в которых были случаи суицидов.

Характерные черты суицидальных личностей

  • настойчивые или повторные мысли о суициде;

  • депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

  • присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

  • чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

  • утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

  • ощущение безнадежности и беспомощности;

  • неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

  • в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

  • «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

  • амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя не понимает, тобой не интересуется);

  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

  • безнадёжность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

  • чувство собственной незначимости (уязвлённое чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. Семейные факторы риска суицидального поведения детей:

  • развод родителей;

  • смерть близкого человека; конфликты с родителями;

  • завышенные ожидания родителей от ребёнка;

  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;

  • жестокое обращение с ребёнком в семье;

  • отчуждённость в детско-родительских отношениях.

Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребёнком: «Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий». Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребёнком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я». Чем младше ребёнок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема жестокого отношения играет немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни. Психологическая сущность жестокости – «насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребёнка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям».

В младшем школьном возрасте ребёнок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей. Проведённое Н.Ю. Синягиной исследование обучающихся младшей школы и их родителей, направленное на выявление характера их общения друг с другом, показало, что «основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребёнка (отмечают 59% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%».

Отчуждённость в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:

  • в семье нет совместных занятий с ребёнком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;

  • ребёнка не привлекают к обсуждению семейных проблем;

  • мнение ребёнка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;

  • не проявляется интереса к досугу ребёнка;

  • отсутствует доверительный диалог;

  • отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте.

У детей существует особая, «маскированная» депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а именно: прежде спокойный ребёнок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т.д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная «маска» депрессии у детей и подростков.

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии.

Он или она могут:

  • Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».

  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

  • Много шутить на тему самоубийства.

  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Словесные заявления обучающегося признаки суицидальных намерений: «ненавижу жизнь»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил».

Поведенческие признаки

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

в еде – есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

замкнуться от семьи и друзей;

  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

  • Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство, если:

  • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

  • Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).

  • Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

  • Предпринимал раньше попытки суицида.

  • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось ком-то из друзей, знакомых или членов семьи.

  • Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

  • Слишком критично настроен по отношению к себе.

Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:

  • организовать ребёнку щадящий режим дома и в школе;

  • попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребёнку;

  • посетить психолога;

  • окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;

  • побаловать ребёнка его любимыми блюдами;

  • стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

Способы, которые помогают снять внутреннее напряжение, агрессию, раздражение

  • Заняться спортом.

  • Принять контрастный душ.

  • Постирать белье.

  • Скомкать газету и выбросить.

  • Помыть посуду.

  • Погулять на свежем воздухе.

  • Послушать музыку.

  • Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

  • Вдохнуть глубоко (до 10 раз).

  • Постараться переключиться на другую деятельность.

  • Пообщаться с друзьями, близкими.

Как заметить надвигающийся суицид. Признаки депрессии:

  • нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);

  • пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру, ест только один продукт или блюдо);

  • постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребёнка);

  • усиление жалоб на плохое самочувствие;

  • частые смены настроения;

  • отдаление от семьи, друзей, замкнутость;

  • раздражительность;

  • снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;

  • потеря интереса к любимым занятиям;

  • вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

  • резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;

  • небрежное исполнение своих обязанностей по дому;

  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

  • высказывания типа: «У меня всё равно не получится», «Я это не смогу».

Школьные факторы риска суицидального поведения детей:

  • конфликтные отношения с учителями;

  • проблема признания сверстниками;

  • давление со стороны референтной группы (к которой ребёнок чувствует свою принадлежность) сверстников;

  • частая смена учебного заведения (как следствие – потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой).

Наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения учеников младших классов должно стать тревожным сигналом для педагогов, тем более если при этом ребёнок демонстрирует такие поведенческие отклонения, как резкое снижение успеваемости; отсутствие интереса к окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы; употребление алкоголя, наркотических веществ. Неграмотные действия со стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребёнка дополнительным толчком к осуществлению суицидального намерения.

 

Профилактика суицида в образовательной среде

Основой предотвращения суицидов является профилактика. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Поэтому профилактика депрессий у подростков является важной в профилактике суицидов. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же принять меры для того, чтобы помочь ребёнку выйти из этого состояния.

  • Во-первых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребёнку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка – сегодняшнего с подростком – вчерашним и настроить на позитивный образ подростка – завтрашнего.

  • Во-вторых, заняться с ребёнком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажёрный зал, делать утреннюю гимнастику, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребёнка и настроить его на позитивный лад.

  • В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе. Занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать в этот период физическое состояние подростка.

Меры предупреждения суицидального поведения

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

  • выраженное чувство долга, обязательность;

  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

  • учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости.

  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

  • проявление интереса к жизни;

  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства

Прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.

Важно!  Обратите внимание на эмоциональное состояние обучающихся.

ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, а все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит так делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о депрессии это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ – к косвенным показателям при предполагаемом неблагополучии.

Каждое шутливое упоминание или угрозу об необдуманных поступках следует воспринимать всерьёз. Подростки часто отрицают, что говорили всерьёз, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьёз.

ЗАДАВАЙТЕ  ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите приёмы, позволяющие сменить точку зрения (рефрейминг). – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь,..».   Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЁРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны, узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто ещё мог бы помочь в этой ситуации.

Основные направления деятельности

  • Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления, с детьми «группы риска».

  • Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  • Работа с неблагополучными семьями.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, поэтому необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с обучающимися, оптимизации учебной деятельности, вовлечение обучающихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления. Необходимо формирование установок у обучающихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с обучающимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

  • вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

  • внушать им оптимизм и надежду;

  • проявлять сочувствие и понимание;

  • осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками;

  • информировать обучающихся о получении анонимной экстренной помощи по городскому телефону доверия;

  • проводить классные часы на формирование положительных ценностных жизненных установок на темы: «Жизнь прекрасна», «Мы голосуем за жизнь», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.п.

Незнание ситуации, в которой находится ребёнок, отсутствие контроля за посещаемостью и успеваемостью ученика – всё это не позволяет вовремя оказать обучающемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу, направленную на повышение групповой сплочённости и улучшение психологического климата в классном коллективе.

СПОСОБЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

Выявление обучающихся «группы риска»

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • учебная деятельность;

  • взаимоотношения со сверстниками;

  • взаимоотношения со взрослыми;

  • проведение свободного времени;

  • отношение к труду  и профессиональная ориентация;

  • поведение и поступки.               

Способы получения необходимой информации

  • анализ классных журналов;

  • опрос мнения учителей о школьнике;

  • анализ учёта посещаемости занятий;

  • анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

  • беседы с родителями (законными представителями) школьника;

  • социометрические  исследования;

  • наблюдения;

  • беседы со школьником;

  • запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

  • запрос информации из подразделения  по делам несовершеннолетних

Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска»

  • Выявление и изучение неблагоприятных  (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребёнка, нарушающих его психическое развитие.

  • Формирование характера и личности, преодоление микросоциально-педагогической запущенности.

  • Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.

  • Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических)

Показатели к использованию коррекционной функции

  • Нарушение  коммуникации  (связей)  в  системах  «ребёнок-рёбенок»,  «ребёнок-взрослый», «ребёнок-коллектив».

  • Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.

  • Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований.

  • Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

Способы и формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

  • Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

  • Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

  • Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

  • Изменение   классным   руководителем   стиля   взаимодействия   с   обучающимися, коллективом.

  • Регулирование отношений с семьёй.

  • Анализ    реальных    и    предполагаемых    классным   руководителем    задач    и воспитательных ситуаций.

  • Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

Рекомендации педагогам, работающим  с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

  • Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка.

  • Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы.

  • Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них.

  • Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей.

  • Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нём со стороны одноклассников;

  • Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость.

  • При малейшей возможности хвалите ребёнка, подчеркивайте его положительные стороны.

  • Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям.

  • Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребёнку.

  • Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика  роль вашего незаменимого помощника.

   

Суицид – проблема государственного масштаба. Школа должна стать для ребёнка местом социальной и психологической стабильности. Поэтому проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социального работника и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы – эти мероприятия помогут снизить проблемы суицидального поведения. Профилактика здорового образа жизни, развитие личности каждого ребёнка, формирование положительных ценностных жизненных установок, формирование, сохранение и развитие психологически здорового ребёнка – являются приоритетными задачами в профилактике суицидального поведения школьников.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА

  • Не оставлять подростка без присмотра

  • Убрать все потенциально опасные предметы

  • Доверительный разговор

  • Обращение к специалисту

 

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребёнка замечена склонность к самоубийству

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  • Оцените серьёзность намерения и чувств ребёнка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределённы.

  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьёзные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время доверительной беседы подростка  необходимо убедить в следующем:

  • что тяжёлое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжёлым ударом;

  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из неё в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.  Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Рекомендации педагогам и родителям:

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребёнка попробуйте:

  • Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

  • Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

  • Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приёмы психологического воздействия.

  • Напоминание о значимых для него людях.

  • Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

  • Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

  • Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

  • Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

  • Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

Памятка для родителей

Если ребёнок в кризисной ситуации

1. Крепко прижмите ребёнка к себе. Именно близость к родителям дает ребёнку уверенность в том, что всё хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьёзно психически травмирован подросток.

2.  Внимательно  выслушайте  подростка.  В  состоянии  душевного  кризиса  любому  из  нас,  прежде всего,  необходим  кто-нибудь,  кто  готов  нас  выслушать.  Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребёнок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребёнка к родителям создаёт предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.  Внимательно  отнеситесь  ко  всем,  даже  самым  незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

4. Покажите вашему ребёнку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребёнку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник – дома или вне дома.

5. Поддерживайте ребёнка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.  Осознание  вашей  компетентности,  заинтересованности  в  его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. 

6. Произнесите слова утешения, ободрения и поддержки. «Всё будет хорошо. Я понимаю и люблю тебя. Всё образуется. Мы вместе всё решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё.

7. Подчеркнуть  временный характер  проблемы.  Взгляд  из  будущего.  Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

8. Показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание. Использовать имеющийся свой опыт в решении проблем («помнишь, когда то, у тебя было...», то есть внушение уверенности).

9. В обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью  к психологу и детскому психиатру, неврологу. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно.

Памятка для обучающихся

Несколько правил поведения, являющихся антистрессовыми:

1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

2. Откладывание дел на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте вперёд и всё будете успевать сегодня.

3. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

4. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

5. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живём, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать всё настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

6. Учитесь отвлекаться. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путём отвлечения от стрессовой ситуации. Когда вы о чём-то думаете, вы отдаёте объекту мыслей значительную часть своей энергии. Если вы думаете о нем очень много и с «надрывом», то это может привести к настоящей психической травме. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

7.  Снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.

8. Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин, вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлёстывает человека. Каждый день эта энергия, неуловимая и неукротимая, причиняет многочисленные разрушения вокруг и внутри вас. Но важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая энергия, которая разрушает, может и созидать. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия ещё большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Займитесь чем угодно. Вы можете, например, побить подушку, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом или направлять разрушающую вас энергию на приведение в порядок своего рабочего места. К сожалению, большинство из нас, рационализируя свой страх, считают подобные методы бесполезными и смешными. Пусть так. Важно, что эти простые упражнения работают. Ведь основной закон восточных боевых искусств гласит: не противодействуй силе противника, а используй её для своей победы.

9.  Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом как расслабление. Ведь наш организм не может одновременно напрягаться и расслабляться. Помогут водные процедуры,спорт, занятие любимым делом, общение, музыка и рисование, т.е. любая творческая деятельность.

Чтение книг – профилактика подросткового суицида  Подробнее

ВНИМАНИЕ! Федеральным законом от 07.06.2017 № 120-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению. Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 110.1 «склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», 110.2 «организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» и 151.2 «вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». Новым законом установлена уголовная ответственность за доведение до самоубийства, совершенное в отношении несовершеннолетнего лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в отношении двух или более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети «Интернет». В связи с внесёнными изменениями к уголовной ответственности могут быть привлечены лица за организацию «групп смерти», администраторы которых побуждают подростков к совершению опасных для жизни действий. Установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего. Примерами такой деятельности являются игры по типу «Беги или умри», «Синий кит», «Млечный путь» и т.д.

 

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.