МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

УЧЕНИКАМ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект
Деятельность учителя:

  • Отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся.

  • Побуждает у обучающихся интерес к теме проекта.

  • Помогает сформулировать: •  проблему проекта; •  сюжетную ситуацию; •  цель и задачи. 

  • Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта.

  • Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

  • Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.

  • Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

  • Формирует необходимые специфические умения и навыки.

2. Планирование деятельности

  • Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

  • Предлагает обучающимся: •  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; •  распределить роли в группах; •  спланировать деятельность по решению задач проекта; •  продумать возможные формы презентации результатов проекта; •  продумать критерии оценки результатов и процесса.

  • Формирует необходимые специфические умения и навыки.

  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

  • Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся.

  • Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

  • Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

4. Оформление результатов

  • Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.

  • Помогает в обеспечении проекта.

  • Мотивирует обучающихся, создаёт чувство успеха; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого.

5. Презентация результатов

  • Выступает в качестве эксперта.

  • Принимает отчёт: •  обобщает и резюмирует полученные результаты; •  подводит итоги обучения; •  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; •  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

  • Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта, мотивирует обучающихся.

  • Наблюдает, направляет процесс.

Методические рекомендации

В современном мире всё чаще используются термины «проект», «проектная деятельность», «проектирование». Поэтому в ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений обучающихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ её решения, поставить цель, спланировать способы её достижения, проанализировать полученные результаты.       

Формированию вышеперечисленных качеств непосредственно способствует работа над созданием проектов. Т.к. данный вид работы прописан в стандарте образования, то каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

 

Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование своих действий, сопоставление полученных фактов. Вся эта планомерная поэтапная работа и способствует формированию культуры умственной деятельности обучающихся и приучает их самостоятельно добывать знания.          

 

Некоторые методические рекомендации, которые следует учитывать при работе над проектом:

  • успех работы во многом зависит от того, насколько она интересна для обучающихся. Если основополагающий вопрос проекта им интересен, то и сам проект будет успешен;  

  • формирование специфических умений и навыков, необходимых для реализации проектной деятельности, целесообразно проводить и в рамках традиционных школьных занятий;  

  • очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого участника проектной деятельности;  

  • важным условием проектной деятельности является наличие заранее сформированных у детей  представлений о конечном продукте деятельности. Поэтому в начале работы необходимо убедиться в том, что все участники проектной деятельности понимают её смысл, представляют примерный результат, а главное – хотят заниматься данным видом деятельности. Главное, чтобы каждый участник создания проекта ощущал значимость выполняемой работы;  

  • не следует делать акцент на значимости только конечного результата. В данном случае крайне важен сам процесс работы, каждый её этап;  

  • целесообразно предлагать детям обсуждать промежуточные результаты работы, анализировать и при необходимости корректировать их;    

  • проект – творческая деятельность, поэтому ее обязательно надо планировать в соответствие с отведенным временем, грамотно распределяя время между этапами;  

  • важно поддерживать ситуацию успеха и контролировать посильность работы;  

  • проект обязательно должен отражать собственную точку зрения на рассматриваемую тему.  

Хочется предостеречь от главной опасности, которая может возникнуть в ходе проектной деятельности – замены ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обычным ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЙ.

Не следует делать многое за детей или перепоручать работу родителям.  

Именно проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности и инициативности обучающихся,  их познавательную мотивацию. Она способствует развитию социальных навыков школьников в процессе работы в группе. У детей повышается интерес к чтению, формируются положительные человеческие и ученические качества. Развивается эстетический вкус и информационная грамотность.

​Как обеспечить эффективность проектной деятельности обучающихся?  

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Обучающемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

 

В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с обучающимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в т.ч. и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

 

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

•   материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

•   кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

•   информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

•   отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

 

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

 

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

 

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

 

5. Создавать группу не более 5 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.  

 

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность обукчающихся.

 

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции. Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдём выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьёз подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).  Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название. Затем обучающиеся составляют «звёздочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника – ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д.

Таким образом, в «звёздочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др. Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта.

На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

 

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

 

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчёта учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчёт (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершён.  


по материалам с сайта http://sch2129uv.mskobr.ru/info_edu/standards

 

подраздел «Твой проект» (перейти)

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.