ПРЕПОДАВАТЕЛИ И АДМИНИСТРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕФЕКТОЛОГ

 

Самое прекрасное зрелище для хорошего педагога в этом мире –

это ребёнок, уверенно идущий по дороге жизни,

после того, как ты показал ему этот путь!

Конфуций

Дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ОВЗ. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребёнка и развитии его познавательных способностей.

Как отмечают ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, Е.А. Стребелева, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин) младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, где происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В этом возрасте возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребёнка о мире. Поэтому особенно важно на этом возрастном промежутке оказать своевременную специализированную помощь детям в преодолении трудностей.

Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребёнок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ОВЗ  в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

  • Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Корригируется мелкая моторика. Если не развита мелкая моторика – нет письма, нет письма – нет и связной речи.

  • Формирование пространственно-временных отношений. Изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-х мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

  • Умственное развитие. Корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

  • Нормализация ведущей деятельности возраста. Как известно у обучающихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению у некоторых обучающихся очень долгое время ведущей деятельностью является игровая.

  • Формирование представлений о предметах и явлениях. В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии (представления: цвет, форма, размер и др.) 

  • Обогащение словаря и развитие связной речи. 

  • Готовность к восприятию учебного материала. Это блок направлен в основном на обучающихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

  • Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала. Этот блок направлен на обучающихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у обучающихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. На занятиях корригируются причины возникшей трудности, вследствие чего происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма и чтения. Их можно компенсировать работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также развитием пространственных представлений у ребёнка (чем и занимается дефектолог).

Зачем дефектолог в школе

В помощь дефектологу http://pedsovet.su/load/340

Что такое «задержка психического развития»?

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Иными словами ЗПР – это нестойкое обратимое нарушение психического развития или замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний у детей, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов

Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. Среди причин ЗПР выделяют следующие:

· Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребёнка.

·  Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).

·  Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.

·   Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т.д.).

Вследствие данного нарушения развитие ребёнка искажается. Все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, личность такого ребёнка приобретает специфические особенности развития. Например, у таких детей наблюдаются:

  1. Снижение работоспособности;

  2. Повышенная истощаемость;

  3. Неустойчивость внимания;

  4. Более низкий уровень развития восприятия;

  5. Недостаточная продуктивность произвольной памяти;

  6. Отставание в развитии всех форм мышления;

  7. Дефекты звукопроизношения;

  8. Своеобразное поведение;

  9. Бедный словарный запас;

  10. Низкий навык самоконтроля;

  11. Незрелость эмоционально-волевой сферы;

  12. Ограниченный запас общих сведений и представлений;

  13. Слабая техника чтения;

  14. Неудовлетворительный навык каллиграфии;

  15. Трудности в счёте через 10, решении задач.

Консультации для родителей

Уважаемые родители! Представляю вашему вниманию консультации на актуальные для вас темы

Звуки в русском языке бывают гласные и согласные. Гласные звуки это звуки, при произнесении которых воздушная струя не встречает преграду, воздух свободно выходит изо рта, они поются. Обозначаем их красным квадратом. Согласные звуки это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык). Согласные бывают звонкие и глухие. При произнесении звонкого звука горлышко дрожит (или моторчик работает): б, в, г, д, з и т.д. При произнесении глухого звука горлышко молчит (или моторчик не работает).

Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?»

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках. Считается, что зеркальное письмо то есть, справа налево для большинства европейских народов связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надёжно усвоить взаимосвязь формы буквы и её значения

  • Ранняя профилактика и пути коррекции потической дисграфии в дошкольном возрасте 

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии 

Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии:

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение. Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечёркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

- соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

- срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;

- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т.д.

Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «Фотографирование»

- посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество

Формирование буквенного гнозиса:

найти заданную букву среди других;

- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

- назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать её;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

Формирование зрительно-пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня...;

- работа над пространственными предлогами.

Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа

- слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;

- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы- Ь-Ъ, Б-В-З;

- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;

- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О – обруч, Ж – жук ...;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);

- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.

Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания. Предложенные упражнения и игры способству ют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений.

Научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени

Письмо сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. Беседы педагогами, наблюдения за их работой, ее анализ позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты в процессе подготовки детей к обучению письму

Пространственный гнозис познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения. Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности ребёнка в целом

Математика это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но и в период подготовки к учебной деятельности?

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. 

Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Однако не всякая деятельность развивает. 

Наверно, вы удивитесь, но главное при обучении счёту вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребёнка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т.д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребёнок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.

 

Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?»

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.