МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

УЧЕНИКАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА

 

Рекомендации родителям по профилактике подростковых суицидов

 

Что необходимо знать родителям детей и подростков:

1.  Почему ребёнок решается на самоубийство:

  • чувствует себя никому не нужным;

  • не может сам разрешить сложную ситуацию;

  • накопилось множество нерешённых проблем;

  • боится наказания;

  •  хочет отомстить обидчикам;

  • хочет получить кого-то или что-то.

2.  В группе риска – подростки, у которых:

  • сложная семейная ситуация;

  • проблемы в учёбе;

  • мало друзей;

  • нет устойчивых интересов, хобби;

  • перенесли тяжёлую утрату;

  • семейная история суицида;

  • склонность к депрессиям;

  • употребляющие алкоголь, наркотики;

  • ссора с любимой девушкой или парнем;

  • жертвы насилия;

  • попавшие под влияние деструктивных религиозных сект и молодёжных течений.

3. Признаки готовящего самоубийство:

  • Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

  • Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.

  • Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.

  • Письменные указания (в письмах, записках, дневниках).

  • Словесные указания или угрозы.

  • Вспышки гнева у импульсивных подростков.

  • Потеря близкого человека.

  • Уход из дома.

  • Бессонница.

4. Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику суицида:

  • Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически нездоровыми людьми.

  • Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой рано или поздно это сделает.

  • Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о своём желании покончить с собой, он никогда не совершит самоубийства.

  • Заблуждение 4. Если человека загрузить работой, то ему некогда думать о самоубийстве.

  • Заблуждение 5. Чужая душа – потёмки. Предвидеть попытку самоубийства – невозможно.

  • Заблуждение 6. Существует некий тип людей, склонных к самоубийству.

  • Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

  • Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки

5.  Что Вы можете сделать?

  • будьте внимательны к своему ребёнку;

  • умейте показывать свою любовь к нему;

  • откровенно разговаривайте с ним;

  • умейте слушать ребёнка;

  • не бойтесь спросить о самоубийстве (опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред.Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы).

  • не оставляйте ребёнка один на один с проблемой;

  • предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;

  • вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;

  • привлекайте к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;

  • обратитесь за помощью к специалистам.

6. Что делать? Как помочь?

Если Вы слышите                  Обязательно скажите                                Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»                  «Чувствую, что что-то происходит.             «Когда я был в твоем возрасте…

                                                   Давай поговорим об этом»                          Да ты просто несешь чушь!»

 

«Все безнадежно и                   «Чувствую, что ты подавлен.                      «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

бессмысленно»                         Иногда мы все так чувствуем себя.

                                                   Давай обсудим, какие у нас проблемы,

                                                   как их можно разрешить»

 

«Всем было бы лучше             «Ты много значишь для меня, для нас.      «Не говори глупостей.

без меня!»                                 Меня беспокоит твое настроение.              Поговорим о другом.»  
                                                   Поговорим об этом»   

 

«Вы не понимаете меня!»        «Расскажи мне, что ты чувствуешь.           «Где уж мне тебя понять!»

                                                   Я действительно хочу тебя понять»

 

«Я совершил                             «Я чувствую, что ты ощущаешь вину.         «И что ты теперь хочешь?

ужасный поступок»                  Давай поговорим об этом»                           Выкладывай немедленно!»

 

«У меня никогда ничего           «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил.    «Не получается – значит, не старался»

не получается»                         Давай обсудим, как это изменить»

Рекомендации в случае, если у ребёнка замечена склонность к самоубийству

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  • Оцените серьёзность намерения и чувств ребёнка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределённы.

  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьёзные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время доверительной беседы подростка  необходимо убедить в следующем:

  • что тяжёлое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжёлым ударом;

  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из неё в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.  Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребёнка попробуйте:

  • Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

  • Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

  • Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приёмы психологического воздействия.

  • Напоминание о значимых для него людях.

  • Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

  • Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

  • Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

  • Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

  • Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

Если ребёнок в кризисной ситуации

1. Крепко прижмите ребёнка к себе. Именно близость к родителям дает ребёнку уверенность в том, что всё хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьёзно психически травмирован подросток.

2.  Внимательно  выслушайте  подростка.  В  состоянии  душевного  кризиса  любому  из  нас,  прежде всего,  необходим  кто-нибудь,  кто  готов  нас  выслушать.  Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребёнок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребёнка к родителям создаёт предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.  Внимательно  отнеситесь  ко  всем,  даже  самым  незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

4. Покажите вашему ребёнку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребёнку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник – дома или вне дома.

5. Поддерживайте ребёнка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.  Осознание  вашей  компетентности,  заинтересованности  в  его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. 

6. Произнесите слова утешения, ободрения и поддержки. «Всё будет хорошо. Я понимаю и люблю тебя. Всё образуется. Мы вместе всё решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё.

7. Подчеркнуть  временный характер  проблемы.  Взгляд  из  будущего.  Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

8. Показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание. Использовать имеющийся свой опыт в решении проблем («помнишь, когда то, у тебя было...», то есть внушение уверенности).

9. В обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью  к психологу и детскому психиатру, неврологу. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно.

Уважаемые родители (законные представители), любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, успехами, проблемами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса обязательно сменится белой. Удачи вам на этом пути!

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.