УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Счастливые люди не могут быть злыми.

Обидеть других пытается лишь тот, кто сам несчастен

Внимание!

Алгоритм действий по мониторингу

аккаунтов обучающихся в социальных сетях

на предмет выявления контента, свидетельствующего

о возможной причастности подростка к сообществам,

пропагандирующим криминальную субкультуру

 

 

Влияние семьи на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения

Девиантное поведение относится к тем проблемам, которые проще предупредить, чем в дальнейшем изменить. Поэтому родителям важно знать, что это такое, по каким основаниям можно сделать вывод о том, что у ребёнка существуют отклонение, какие факторы семейной жизни влияют на формирование отклонений.

 

Что такое девиантное поведение?

Это поведение, которое не соответствует социальным нормам, характерным для большинства людей, вызывает неодобрение окружающих, приводит к дезадаптации.

  1. Под девиантным поведением подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным в данном обществе нормам.

  2. Девиантное поведение младших школьников предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

  3. Профилактика девиантного поведения обучающихся младших классов представляет собой реализацию двух профилактических направлений: общей профилактики девиантного поведения на основе воспитания для здоровья и специальной профилактики конкретных видов девиантного поведения, наиболее распространенных в среде обучающихся в конкретный период времени; на сегодняшний день в российском обществе – это агрессивное поведение и проявление насилия, зависимое поведение обучающихся.

 

Для диагностики девиантного поведения младших школьников используются следующие методики:

  1. Опросник на определение степени агрессивности «Ребёнок глазами взрослого» (авт. А.А. Романов)

  2. Опрос-беседа «Знание норм поведения»

  3. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой

  4. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой

  5. Тест определения степени компьютерной зависимости (авт. С.А. Кулаков)

 

Дети младшего школьного возраста имеют разнообразные признаки девиантного (отклоняющегося) поведения, что выражается:

  • в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми;

  • в незнании элементарных норм поведения в обществе;

  • в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребёнка, потери доверия с его стороны и т.д.;

  • в повышенной тревожности;

  • в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведёт к «отрыву» от реальности, нарушению психики. Такие дети становятся изворотливыми и лживыми – им приходится скрывать, что ради Интернета они забросили все, что до этого считали важным: учебу, увлечения, спорт, дружбу и т.д.

 

Поведение ребёнка, его отдельные проявления могут быть связаны:

– с возрастными особенностями ребёнка (несформированной структурой самосознания, что не  позволяет ребёнку всегда осознавать своё поведение и прогнозировать последствия своих поступков и несформированной системой саморегуляции, вследствие чего ребёнку сложно противостоять своим желаниям, импульсам и он делает то, что хочет, а не то, что надо);

– с особенностями его реагирования в конкретной ситуации;

– в целом поведение ребёнка неустойчиво.

Английский психолог М. Раттер выделяет критерии оценки отклонений в поведении  детей:

1. Несоответствие поведения ребёнка возрастным нормативам и половой принадлежности индивида. Например, если ребенок-дошкольник примеряет одежду противоположного пола, то это проявление интереса, экспериментирование и это нормально. Если тоже самое делает подросток, то это рассматривается как нарушение половой идентификации.

Длительность сохранения симптома: чем длительнее период с момента возникновения проблемы, тем она серьёзнее.

2. Жизненные обстоятельства ребёнка. Необходимо обратить внимание на изменения в жизни ребёнка. Возможно, они явились причиной изменения поведения, появления проблемы. Например, после рождения младшего брата или сестры, ребёнок может начать вести себя несоответственно своему возрасту, он регрессирует, начинает вести себя как совсем маленький. Причиной является недостаток внимания родителей и желание ребёнка его получить.

3. Социокультурное окружение: в какой среде находится ребёнок, какой пример он видит для подражания. Если семья неблагополучна, то очень часто ребенок повторяет опыт своих родителей.

Тип симптома: проявления касаются какой-то одной сферы, либо носят множественный характер. Например, ребёнок лжет, ворует, проявляет агрессию.

Тяжесть и частота симптома: каковы проявления и как часто они повторяются. Например, если у ребёнка сильные повторяющиеся приступы ярости, с которой ему трудно справиться.

Изменение поведения ребёнка: как ребёнок ведёт себя в течение жизни.

Ситуационная специфичность симптома: ведёт ли себя ребёнок таким образом только в определённых ситуациях с определенным человеком либо  - вне зависимости от ситуации. Например, если ребёнок крадет что-то у одного из родителей – это может быть связано с недостатком внимания, которое ребёнок пытается привлечь. И проблема гораздо более серьёзная,  если ребёнок это делает и за пределами семьи.

Вывод: если по многим критериям фиксируется проблема, то, вероятно, ситуация требует к себе пристального внимания.

4.Существуют отклонения, которые связаны с состоянием здоровья ребёнка и требуют медицинского вмешательства. В международной классификации заболеваний выделяют следующие поведенческие расстройства для детей и подростков: гиперкинетические,  поведения и эмоций, социального функционирования, тикозные, неорганический энурез и энкопрез, питания (булимия – переедание и анорексия – отказ от пищи), поедание несъедобного, стереотипные двигательные, заикание, речь взахлёб.

 

Факторы семьи, влияющие на формирование девиантного поведения ребёнка.

Необходимо понимать, что отклоняющееся поведение – сложное явление, на которое оказывает влияние множество самых различных факторов: социальных,  психофизиологических особенностей ребёнка, его личностных особенностей и т.д. Безусловно, семья не является единственным фактором, влияющим на ребёнка. На современного ребёнка серьёзное влияние оказывают средства массовой информации, интернет и т.д.  Мы понимаем, что иногда в неблагополучной семье вырастает вполне социализированный, успешный человек. И наоборот, иногда в семье, где ребёнок, казалось бы, получает все необходимое, у него возникают серьёзные проблемы. Семья первична по степени влияния и близка ребёнку, поэтому степень её влияния сложно переоценить.

Ученые выделяют основные особенности семьи, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие ребёнка.

Типы семей, влияющие на формирование отклоняющегося поведения:

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов;

- конфликтные семьи;

- нравственно неблагополучные;

- педагогически некомпетентные.

Существует множество факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование девиантного поведения. В качестве основных различные исследователи выделяют следующие психологические и физические травмы:

- особенности перинатального развития ребёнка: стрессы и страхи матери во время беременности; отрицательное отношение матери к беременности (особенно опасно сочетание нежелательности вообще и нежелательности по полу);

- нарушение эмоциональных связей, привязанности родителей к ребёнку (особенно матери);

- отрицательная модель поведения родителей;

- применение дисциплинарных воздействий по отношению к ребёнку (постоянные, чрезмерно жесткие наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования);

- проблемные отношения между родителями;

- негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты;

- разлука с семьёй;

- развод родителей или утрата близких;

- неполная семья;

- психические отклонения от нормы у родителей.

 

Детско-родительские отношения как ведущий фактор формирования девиаций. А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями во взаимоотношениях с родителями:

  • Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки.

  • Гиперпротекция – доминирующая (чрезмерная опека и контроль) и потворствующая (удовлетворение всех потребностей ребёнка, стремление оградить его от всех трудностей).

  • Эмоциональное отвержение.

  • Повышенная моральная ответственность (на ребёнка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить).

  • Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению).

Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: по типу Золушки; постоянная опека; по типу «кумир семьи»; воспитание равнодушием; воспитание подарками; воспитание доверием.

В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими плащами и которые позволяют скрывать свои истинные чувства за защитной маской.

  • Плащ босса. Боссы бывают трех типов: тиран (силой управляет ребенком, в семье жесткая дисциплина и контроль); мученик (ничего не требует для себя, формируя у ребёнка чувство вины и перекладывая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, несостоятельность); железные маски (все говорят правильно, но лишены эмоций, с ними ребенок испытывает тоску и одиночество).

  • Родитель-приятель. Взаимодействует с ребёнком как ребёнок, не несёт ответственности, а удовлетворяет собственные потребности. Ребёнку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищённости.

  • Руководитель-ведущий. Является наиболее оптимальным, способным сочетать любовь, понимание с требовательностью и дисциплиной.

 

Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие паталогизирующие роли ребёнка в семье, влияющие на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребёнка.

А.С. Спиваковская считает, что для неблагоприятной родительской позиции характерны: неадекватность (искажённое восприятие ребёнка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); ригидность (способы воздействия и взаимодействия не изменяются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребёнка); непрогностичность (воздействия ориентированы не на будущее, а на решение сиюминутных проблем).

Уважаемые родители, чтобы вы и ваши дети были счастливы и благополучны, и ваши семьи никогда ни сталкивались с проблемами серьёзных нарушений в развитии и поведении детей, учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. В воспитании детей используйте свои знания, жизненный опыт и собственную интуицию, это поможет вам воспитать гармоничную личность, живущую в мире с собой и окружающим миром!

  

Хорошее воспитание: ключ к счастью ребёнка

Как воспитывать своего ребёнка, чтобы он вырос жизнерадостным, успешным, дружелюбным человеком? Согласно исследованиям, главное воспитать в нём три качества: оптимизм, эмпатию и уверенность в себе.

Что же это такое – хорошее воспитание? Специалисты едины во мнении: всё воспитание заключается в поддержке личности ребёнка, чтобы он мог в дальнейшей жизни строить прочные, счастливые отношения, быть успешным и, по возможности, при этом оставаться физически и душевно здоровым. Только как это сделать? Какие качества нужно воспитывать, какие способности и навыки играют при этом решающую роль?

1.Оптимизм.

«Если бы вам представился шанс исполнить одно желание для ребёнка, то лучше бы вы пожелали ему оптимизма», – говорит американский психолог доктор Даниел Канеман, лауреат Нобелевской премии, – оптимисты лучше справляются с неурядицами. Их иммунная система крепче». Исследования подтверждают это: они лучше учатся в школе, более успешны в профессиональной деятельности, продолжительность их жизни больше.

Из исследований близнецов известно, что уверенность имеет генетические корни. Родители, тем не менее, могут много сделать для того, чтобы повысить это свойство личности по мере взросления. Самое главное –придерживаться определённой методики. Если дома царит оптимистическая атмосфера, то вероятность того, что ваш ребёнок станет оптимистом, увеличивается.

Как воспитать ребёнка-оптимиста?

  • Правильная критика: ругать можно иногда. Но родители должны подумать о том, что при этом говорить. Потому что это повлияет на то, позитивно или негативно впоследствии будет ребёнок думать о себе. Нужно избегать, прежде всего, таких слов как «никогда» и «всегда». Для доктора Мартина Е. Зелигмана, психолога и исследователя счастья из США, такие слова принадлежат «словарю пессимиста», потому что они заставляют думать ребёнка о том, что вещи неизменны. Типичная фраза пессимиста «Ты всегда такой бессовестный!». Е. Зелигман советует быть менее категоричными: «Ты сегодня ведёшь себя бессовестно». Это покажет ребёнку, что критикуют не его самого, а его поведение, и что это можно исправить.

  • Правильная установка: дети, чьи родители, несмотря на проблемы, остаются оптимистичными и настраивают себя на то, что мир – это лучшее место, смотрят уверенно в будущее. Это открыли финские социологи. Самыми счастливыми были дети в тех семьях, где все члены семьи друг другу помогают. И умеют это делать уже с раннего детства – неважно при этом, спасают ли они жаб или стригут в спортивном клубе газон.

2. Эмпатия.

«Способность поставить себя на место другого в современном обществе играет ключевую роль», – утверждает австралийский исследователь доктор Брад Фарад из Университета Западной Австралии (г. Перт). «Дети, обладающие эмпатией, – говорит психолог по развитию профессор Сильвия Видебуш из института Оснабрюка, – менее агрессивны, менее эгоистичны, быстрее адаптируются в группах и лучше взаимодействуют с другими». Для того чтобы научиться понимать чувства других людей, надо чтобы ребёнок сначала был способен проводить различия между собой и другими, а это возможно после полутора лет. На втором-третьем году жизни ребёнка начинается период, который ученые называют «эгоцентрической эмпатией». Дети проявляют готовность помочь, но делают они, прежде всего, то, что могло бы помочь им самим. Например, если вы грустите, то ребенок предложит вам свою любимую игрушку. Она вас должна, в конце концов, утешить. Только с трёхлетнего возраста дети действительно начинают осознавать, что значит действительно проникнуться чувствами другого человека.

Как родители могут способствовать развитию эмпатии?

  • Эмоциональные диалоги: дети понимают другого человека лучше, если их матери часто разговаривают о чувствах других, например, при чтении вслух. Дети обнаруживают также возможность осмыслить свои собственные эмоциональные состояния.

  • Положительный пример: дети четко фиксируют то, как родители ведут себя в ситуациях, когда плохо другим.

  • Родителям необходимо разъяснять своему ребёнку, к каким последствиям приведут его действия. В конфликтной ситуации родители всегда должны апеллировать к чувствам ребенка. «Как ты себя будешь чувствовать, если над тобой будут смеяться другие дети?» или «Будет ли тебе приятно, если у тебя отнимут твою игрушку?»

3. Уверенность в себе.

«Кто чувствует себя сильным – не так легко становится жертвой», – говорит психолог Видебуш. Для этого детям требуется чувство собственного достоинства. Родители могут его укреплять, по мере взросления ребенка проявлять внимание и одобрение, и одновременно побуждать ребенка к тому, чтобы он использовал собственные способности снова и снова самостоятельно. Это начинается уже со строительства башенки из деревянных кубиков. «Малыш замечает при этом: у меня есть способность достигать цели. Это укрепляет его чувство собственного достоинства», – говорит Видебуш. У кого есть чувство, что он может оказывать влияние на его окружающую среду, тот чувствует себя важным и хорошим.

Как укрепить чувство собственного достоинства своего ребенка

  • Видеть положительные стороны ребёнка: Часто родители концентрируются на том, что не получается, на том, что ребёнок не умеет делать хорошо, и раздражаются по этому поводу. Измените угол зрения и возьмите себе на заметку: что ваш ребёнок умеет делать хорошо? Похвалите его за это, и не только словами, но и жестами и взглядом.

  • Развивать   способности: самооценка человека зависит от того, что он может. Где зарыты таланты малышей? Что он умеет хорошо делать? Именно это вы и должны целенаправленно развивать.

  • Как правильно хвалить ребёнка.

              

  Похвала, слова одобрения повышают самооценку ребёнка, улучшают детско–родительские взаимоотношения. Чтобы ребёнок лучше учился, помогал по дому, хорошо себя вёл, иногда достаточно просто чаще его хвалить. Взрослый человек, получавший в детстве поддержку от своих родителей, чувствует себя уверенно в любой деятельности и добивается успехов.

      Но мы можем получить и совершенно противоположный эффект, если хвалить ребёнка неправильно. Например, несправедливая похвала не приносит чувства удовлетворения, не вызывает гордости за себя, а наоборот, может вызвать чувство вины.

     Захваливая ребёнка, мы рискуем сформировать у него зависимость от мнения окружающих. И тогда ребёнок (и даже став взрослым человеком) начинает делать что-то только ради оценки. Он уже делает это не для себя и не ради самой деятельности, а только ради того, чтобы его оценили, похвалили, одобрили. Негативная оценка, критика его деятельности в таком случае будет восприниматься очень болезненно.

      Если родители воспитывают ребёнка только с помощью одобрения и порицания, это больше похоже на дрессировку. Ребёнок чувствует себя хорошим, только когда делает то, что требуют от него родители. Его не принимают таким, какой он есть, любовь родителей зависит от поступков ребёнка.

               

Как нужно хвалить ребёнка, что бы эффект от этого был положительным?

  1. Хвалите не личность, а поступок. Вместо слов «ты молодец, умница», скажите «ты хорошо сделал». Ребёнку трудно соответствовать идеалу, быть на 100% хорошим. А если вы его таким назвали, то у него может появиться тревога, как бы не разочаровать вас. За то, когда хвалят конкретное дело, становится ясно – именно так делать и надо. Это не значит, что ребёнка никогда нельзя называть умницей или молодцом, просто оставьте эти слова на тот случай, когда вам захочется выразить своё особое восхищение поступками ребёнка.

  2. Хвалите адекватно. У детей обострённое чувство справедливости. Если вы станете слишком восхищаться каким-то незначительным успехом, ребёнку может быть даже неприятна эта лесть. Не хвалите за то, что у ребёнка всегда и так хорошо получается. Это тоже прозвучит как лесть, кроме того, это не будет движущей силой к тому, чтобы ребёнок старался, прилагал усилия, совершенствовал свои умения.

  3. Не хвалите за природные данные (за красоту), ведь это не заслуга ребёнка и ваше одобрение здесь ничему не научит и не заставит ребёнка стремиться к каким-то достижениям.

  4. Говорите о деталях. Уточняйте, что именно удалось ребёнку лучше всего. Например, фраза «Ты так выразительно прочитал стихотворение» – лучше, чем просто «Хорошо справился». Это даст ребёнку представление о его сильных сторонах, покажет, в чём именно он может преуспеть и в каком направлении ему нужно развиваться.

  5. Не используйте слово «неплохо», это воспринимается как безразличное отношение, оценка три, «не плохо, не хорошо». Если хотите действительно похвалить, скажите, что работа сделана хорошо, качественно, на должном уровне, достойно, как следует.

  6. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Это значит, что нужно отмечать то, в чём ребёнок добился успеха по сравнению с его прошлым опытом. Например, если у ребёнка некрасивый, неаккуратный почерк и вдруг он написал одну строчку (или даже одно слово) красиво, то стоит это отметить: «Эта строчка у тебя очень красиво получилась»

  7. Не «перечёркивайте» похвалу критикой. Например, фраза «Эта строчка у тебя очень красиво получилась, не то что все остальные» уже не будет звучать одобрительно, а скорее наоборот. Закончите на «радостной ноте».

  8. Не сравнивайте ребёнка с другими даже в его пользу, т.к. впоследствии ребёнок станет сам сравнивать себя с другими. Всегда есть кто-то лучше, и кто-то хуже нас, каждому человеку нужно развиваться в своём темпе и в своём направлении. Сравнение нередко обижает ребёнка, заставляет завидовать или делает ребёнка тщеславным.

     Как ещё можно отреагировать на достижения ребёнка вместо традиционной похвалы

  1. Вместо похвалы можно просто проявить заинтересованность. Например, красивый рисунок можно обсудить, спросить о его персонажах (что изображено, кто это, что делает и т.д.). Часто это даже намного приятнее и полезнее, чем слово «молодец». Ребёнок чувствует внимание к себе и учится рассуждать.

  2. Вместо традиционной похвалы – поделитесь своими эмоциями. Например, «я так рада, что ты получил пятёрку», «Мне очень приятно, что ты навёл порядок в своей комнате». Ребёнок будет доволен тем, что подарил родителям положительные эмоции.

  3. Иногда вместо похвалы можно просто поблагодарить ребёнка за какое-либо дело, и ребёнок сам сделает вывод о том, что он хороший, потому что сделал что-то, за что родители ему благодарны.

  4. Вместо слов, можно показать своё одобрение взглядом, улыбкой, объятием. Такие знаки внимания могут быть более ценными, более красноречивыми, чем слова.

  5. Помогите ребёнку самому оценить свой труд, задавая наводящие вопросы: «Что тебе было сложнее всего?», «Что тебе нравится в твоей поделке/ рисунке и т.д.?» Таким образом, вы поможете ребёнку научиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, что гораздо полезнее внешней оценки. У ребёнка будет формироваться адекватная самооценка и способность видеть пути решения проблем.

     Если вам кажется, что хвалить ребёнка совершенно не за что, скорее всего, вы предъявляете к ребёнку завышенные требования. Нужно пересмотреть своё отношение к успехам ребёнка. Хвалите за любые мелочи и даже впрок, ребёнок поверит в себя и поводы для похвалы обязательно появятся.

     Родители, которые слишком много и часто хвалят ребёнка, рискуют вырастить эгоиста, который только и будет заниматься самолюбованием.

     В похвале, как и во всём, нужно найти золотую середину и руководствоваться здравым смыслом.

 

Как общаться с ребёнком

Часто родители испытывают трудности, общаясь со своим любимым чадом. У одних такие проблемы начинаются рано, у иных немного позже, когда он достигает дошкольного возраста либо становится подростком. Поэтому их интересует, как общаться с детьми, притом разговаривать с ребёнком правильно?

Многие родители признают свое неумение в этом. И это понятно, ведь такое общение является искусством, которому обязательно необходимо учиться. При этом совсем недавно в семьях не задумывались о роли правильного общения в жизни детей. Считалось достаточным обеспечить базовые потребности – одежда и еда. Никто не думал, что нужно придерживаться каких-то правил, выстраивая правильную линию общения со своим чадом.

В настоящее же время психологической составляющей общения ребёнка уделяется очень большое внимание. И все больше семей хотят создать здоровый климат для общения и воспитания своих детей.

Рождаясь, каждый человек должен иметь смысл и цель в своей жизни. К сожалению, в современном мире очень часто случается, что люди, а особенно подростки, не знают цели своего существования. У них нет определенного жизненного пути. Они находятся в состоянии взрослости и детства одновременно. Это происходит потому, что физически дети подросткового возраста начинают выглядеть как взрослые, но психологически остаются еще детьми. Если помнить о простых правилах общения с подростком, то ребёнок будет чувствовать себя счастливым и любимым. Кризисные состояния ему будет легче преодолеть, имея в друзьях не только сверстников, но и родителей.

 

Основные правила общения

1) Учитывайте подростковый кризис. Так как кризисное состояние – обязательный этап становления взрослой и зрелой личности, то он может сопровождаться критическим поведением. Такое поведение бывает не у всех детей, но может случиться. Каковы его причины? Подростки очень капризные люди. В этот период у них возникает очень много проблем. Например, принятие решения о том,  куда поступить и кем быть; налаживание межличностного общения между детьми разного пола, при этом возникают такие состояния, как «я взрослый», «хочу быть самостоятельным» и так далее. Но сам подросток еще не готов к самостоятельной жизни и поэтому кризисные состояния неизбежны. Что нужно делать родителям, чтобы общение с подростком было продуктивным? Подросткам нужно уделять внимание. Из-за быстрого темпа жизни и обилия информации родителям бывает просто сложно уследить за тем, как и сколько внимания они уделяют своему подростку. А ведь это очень важно. Если ребёнок чувствует, что в семье его любят, поддержат и всегда готовы выслушать, то кризисное состояние пройдёт намного спокойнее.

2) Терпение. Никогда не стоит давить на ребёнка. «Расскажи мне», «Я требую, чтобы ты все мне сказал как есть» – такие фразы могут заставить подростка замкнуться в себе. Нужно уметь быть терпеливыми родителями. Иногда стоит переждать время, чтобы ребенок сам рассказал, что его тревожит. Если времени прошло достаточно, можно поинтересоваться, что произошло. Но это должно быть очень деликатно.

3) Вычерпывайте мысли его сердца – это главное в том, как разговаривать с подростком, да и не только с ним. Например, вечером, придя с работы, стоит спросить как дела у ребёнка в школе. Если идет на контакт, то аккуратно и ненавязчиво поинтересоваться его общением с противоположным полом и просто друзьями. Если ребёнка будет что-то волновать, то доверительные отношения помогут ему раскрыться перед родителями и лояльно решить те или иные проблемы.

4) Интерес к увлечениям подростка. Чтобы ребёнок подросткового возраста не чувствовал себя одиноким и никому ненужным, поинтересуйтесь его увлечениями. Родителям стоит просто попробовать вникнуть в современную жизнь подростков. Следует знать, что сейчас модно и интересно. Если родители будут хоть немного разбираться в современной жизни детей, то подростки, видя это, смогут общаться со своими родителями открыто. Ведь общие интересы всегда сближают.

5) Скажите «нет» настойчивости. Хорошо, когда родители интересуются личной и школьной жизнью детей, но не стоит перегибать палку, если хотите, чтобы общение с детьми было правильным. Родители – все-таки родители. Они должны быть не только друзьями, но и обязательно воспитателями для своих детей. Поэтому слишком активного участия в жизни подростка не должно быть. У всех людей должны оставаться свои секреты и личное пространство.

Л.Н. Толстой полагал: «Не надо воспитывать ребёнка, он всё равно будет похож на вас». Поэтому надо начинать изменять мир с себя, а дети будут копировать поведение родителей. Тогда ребёнок вырастет цельной и гармоничной личностью.

 

В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?

 

«Ты что, не понимаешь, к чему это приведёт?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли?

Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребёнка трёх лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития. Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом. А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.

Дошкольники (дети до 7 лет)

Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.

Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.

Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.

По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.

Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)

Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребёнок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется ещё одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребёнок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесёт каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребёнка. В младшем школьном возрасте ребёнок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока ещё не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

Подростки (от 12 до 16 лет)

Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

Подростковый возраст вашего ребёнка – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает с внешними и внутренними конфликтами и кризисами. Возникают трудности и вопросы, касающиеся взаимоотношений с ребенком: недопонимание, нежелание подростка делиться с родителями беспокоящими его проблемами, конфликты, пониженное настроение, непослушание…  

Причина этих сложностей в том, что иногда мы не учитываем возрастные особенности и потребности наших детей, навязываем свое мнение. Мы забываем, что наш ребенок вырос, и у него появились свои интересы, желания, проблемы, стремления.

Чтобы пройти этот период жизни «без жертв и разрушений», нужно знать его особенности, потребности подростков, трудности с которыми сталкиваются родители и дети в это время, уметь выстраивать общение и не допустить отчуждённости.

Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой ещё – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.

Юношеский возраст (после 16 лет)

Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.

В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребёнка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.

Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.

Источник : Фонд поддержки детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.