УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ

 

Ребёнок зеркало семьи;

как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота

матери и отца

 

В.А. Сухомлинский

 

Если ваш ребёнок жесток по отношению

к учителю, к родителю,

то кроется всё в семье.

Это проблема, которая кроется там.

О. Васильева, глава Минпросвещения РФ

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения

своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.
 

Эрих Фромм

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии серьёзна и трудна. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нём говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь её преодолеть. Памятка

 

Жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Когда-то Ф.М. Достоевский писал: «Дети в школах порознь – ангелы Божии, а вместе… весьма часто безжалостны». Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия.

По мнению детских психологов, детская жестокость может быть двух видов – фрагментарная и устойчивая.

Первая проявляется в неожиданных поступках ребёнка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких – на братьев-сестёр, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него всё делаю, а он в ответ грубит!» А ведь тут всё понятно: 6-7 лет – возраст переломный. Ребёнок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой жестокости – это несомненный сигнал беды! Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребёнка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издёвки, или гиперопека. И является той формой поведения, через которую ребёнок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребёнок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому.

Детская жестокость бывает неосознанной и осознанной.

Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору), жестокость ребёнок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку или более слабого сверстника, ребёнок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться. В такой ситуации взрослым достаточно очень твёрдо и очень жёстко сказать: «Так поступать нельзя, это плохо!» И тут же перевести внимание на что-то другое, увлекательное для ребёнка. Пусть лепит, вырезает из бумаги и т.п.

Другое дело – жестокость осознанная, когда ребёнок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Основные виды агрессии

  • Физическая  прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

  • Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, сплетни.

  • Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса.

  • Прямая – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.

  • Косвенная – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии.

Причины возникновения детской агрессивности

1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты.

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания

Страх оказаться вне группы сверстников, самому стать объектом насмешек может толкать подростка на соучастие в групповых жестоких выходках. При последующем разбирательстве участники таких инцидентов часто не могут понять, почему так поступили.

Регулярную жестокость проявляют дети, у которых внутри накопилось много злости, обиды – в отношениях с родителями, братьями, сёстрами, одноклассниками. И это всё выплёскивается «не по адресу». Ответить жестокому отцу ребёнок не может, и вместо него «сдачу» получают все слабые, кто попадается под руку. Однако жестокость может «воспитываться» и во вполне благополучных семьях.

Например, если младенец кричит, а мама долго не подходит. Если ребёнка систематически высмеивают или осуждают, когда у него не получается что-то. Вот тогда ребёнок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.

Индивидуальные причины детской агрессии

  • Стремление быть лидером

  • Адаптация в новом коллективе

  • Страх или комплекс неполноценности

  • Защита занимаемой территории

  • Способ привлечь внимание к себе

  • Способ самоутвердиться

  • Способ психологической разрядки

  • Недостаточно развитые умения общаться

  • Некоторые соматические заболевания

Характерно, что агрессивный ребёнок никогда не признаёт свою вину в конфликте!

Желание быть сильным в подростковом возрасте – одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых – это прорыв во взрослость. Если сила ради силы – это лень, деградация и, как следствие, жестокость. Проявляя агрессию, подростки часто не испытывают удовольствия от своих действий, но им нравится ощущение превосходства над жертвой. Обычно это идёт от неумения выразить себя по-другому, самоутвердиться как-то иначе.

Родителям подростков приходится нелегко: ведь это возраст, когда даже самые послушные дети пытаются проявлять независимость и отвергают правила старших. Так что действовать мамам и папам придётся с особой осторожностью.

Постарайтесь объяснить: травля – это признак незрелости одноклассников. И их попытка подлизаться к вожаку – ведь подростки всегда примыкают к сильному. Который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры.

И ещё любому подростку требуется ваша убеждённость: «Ты – сильный!» Причём как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.

 

Признаком склонности к противоправным действиям в будущем считается постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим и имуществу.

Полезные советы

  • Если ребёнок проявил жестокость, ругать его бессмысленно: надо разбираться в причинах.

  • Если ваш ребёнок – агрессор, задумайтесь: ничто не берётся ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребёнка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.

  • Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

  • Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

1 . Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребёнка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию, при этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия.

2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

  • Обучение детей контролю над своими эмоциями. Нужно учить ребёнка выплёскивать внутреннее напряжения через активные действия, занятие спортом, подвижные игры.

  • Развитие у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения и т.п.).

  • Обучение умению предъявлять свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.

  • Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

В гимназии работает школьная служба медиации, куда в крайнем случае ребёнок может обратиться. Руководитель: педагог-психолог Литвинова Альбина Васильевна.

Но именно  в крайнем. Есть дети, которые бегают ябедничать по любому пустяку, что тоже не дело.

Как воспитывать ребёнка?

  • В совсем юном возрасте используйте систему мягких, наступающих сразу после нарушения наказаний: ударил другого ребёнка лишаешься возможности играть с ребятами на 10 минут.

  • Во всех возрастах внимательно относитесь к желаниям, эмоциям, поведению подростка.

  • Будьте готовы прояснять, уточнять, идти на переговоры. («Давай обсудим, как организовать жизнь дома, чтобы были учтены и твои и мои интересы».)

  • Делитесь своими переживаниями, тем, что с вами происходит в ответ на те или иные действия ребёнка.

  • Избегайте обобщающих стыдящих обращений. («У тебя всегда получается какая-то ерунда. Ты за что ни возьмёшься всё только портишь».)

  • Избегайте преувеличивающих вину обращений («У меня из-за твоих оценок случился сердечный приступ».)

  • Подбирайте для детей спортивные секции, летние лагеря, походы, в которых есть возможность конфликтовать и сотрудничать со сверстниками в прямом общении, а не виртуально по телефону или Интернету.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

  • ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ. Ребёнку даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

  • ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ. Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. 

  • ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО». Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д. Примечание:  «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. 

  • ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены. Примечание: Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма болельщики издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

Задача родителей – научить детей давать позитивный выход негативным эмоциям и природной агрессии. Таких способов достаточно много.

● Можно создать ситуацию прямого соперничества, где подростку понадобится «спортивная злость», благодаря которой он будет стремиться к победе.

● Агрессию можно перевести в социально приемлемые виды деятельности, например, в творчество. Неважно, что это будет, написание стихов или сочинение страшилок и комиксов.
● Полезно переориентировать агрессию на безопасные объекты – например, можно предложить кипящему от ярости подростку отжаться несколько раз, поднять штангу, побоксировать или хотя бы просто порвать бумагу, пока у него не выйдет весь пар.
● Увлечение музыкой, танцами, спортом также позволяет получить положительные эмоции и перевести злость в нечто позитивное или хотя бы социально приемлемое.

Однако, желая помочь ребёнку, взрослые должны избегать морализаторства. Им следует научиться слушать и понимать своего ребёнка, глубоко вникая в его проблемы.

В конфликтных ситуациях с подростком родителям необходимо быть максимально выдержанными. Причём чем более рассержен подросток, тем более спокойным должен быть взрослый – ведь только так можно научить сына или дочь владеть собой и правильно реагировать на агрессивное поведение.

А юмор и добрая ирония помогут сгладить острые углы в любом разговоре, каким бы серьёзным он ни был.

Агрессивность: где истоки и в чём выход
Агрессивность – целенаправленное нанесение физического и ли психического ущерба другому человеку. Проявления агрессии замечаются у всех детей, например в возрасте 3-5 лет. У некоторых детей агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Ещё в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребёнка. Какого ребёнка можно назвать агрессивным? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать: на кого он нападает (на более младшего, слабого – могут быть другие варианты); как часто он это делает; нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент.
Презентация «Детская агрессия»​

Советы для родителей: что можно сделать?

  • Помогите ребёнку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессии даёт только временный успех.

  • Не заражайте ребёнка собственными агрессивными реакциями на какие-то события. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребёнок ведёт себя агрессивно, потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

  • Не унижайте и не оскорбляйте ребёнка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищённости.

  • Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понимать своего ребёнка и сможете помочь ему. 

Правила общения с детьми, проявляющими агрессию:

  • Выяснить причину поступка, выработать другие пути достижения цели (расширять социальные модели поведения).

  • Проявлять недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом (продолжая любить).

  • Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать свое объективное недовольство), и вводить социальные правила (в доступной форме).

  • Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребёнка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращение зла и др.).

  • Беседовать с ребёнком о его поступке без свидетелей (класса, родственников и др.).

  • В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать и др.).

  • Дать возможность самому ребёнку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели поведения.

  • Учить ребенка предвосхищать последствия своих негативных действий.

  • Исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребёнка.

  • Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не менее 4-х раз в день), чаще использовать положительную стимуляцию, позитивные формы воспитания: отмечать и радоваться успехам, достижениям ребёнка.

  • Дать возможность ребёнку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.

  • Разработать единый систематический подход родителей и педагогов к ребёнку. Противоречия в убеждениях и требованиях взрослых способствуют закреплению негативного поведения у ребёнка.

 

АГРЕССИЯ У ПОДРОСТКА. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Подростковая агрессия чаще всего проявляется в ответ на неблагоприятную среду, в которой подросток находится. Стоит признать, что основная причина кроется в отношении к ним родителей и самых близких родственников. Отсутствие любви и заботы, неконструктивная критика, чрезмерное давление и контроль, постоянные стрессы порождают озлобленное отношение к окружающему миру.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:

1. Быть внимательным  к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных  ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Книга Е.В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку» ЧИТАТЬ

 

Полезные ссылки:

 

 

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

  1. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла.

  2. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

  3. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

  4. Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

  5. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

  6. Зло утверждается само, достаточно не учить ребёнка ни добру, ни злу.

  7. Жалость к самому себе – вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

  8. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

  9. Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счёте – подлеца.

  10. Нет детей неспособных, трудных, злых, – есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

  11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

  12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге – для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.