УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА (ТРАВЛИ)

 

Доброта для души то же, что здоровье для тела:

она незаметна,

когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле.

 

Л.Н. Толстой

Будьте мягки с юными,

сострадательны с пожилыми,

терпимы к слабым и заблуждающимся.

Когда-то в своей жизни вы будете или были каждым из них.

 

 

 

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, bully – травля, задирание, дедовщина) – это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля – это проблема всего класса, а не одного ребёнка. С буллингом может столкнуться любой ребёнок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. 

Буллинг – это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищённости, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора.

По статистике на первом месте по частоте встречаемости – словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.), на втором месте – бойкот, на третьем – физическая расправа, на четвёртом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребёнка или подростка, который подвергается этим издевательствам.
Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это негативное явление может стать причиной разной тяжести психических отклонений, психосоматических заболеваний,  может явиться причиной самоубийства.

Важно понимать, что зачинщиками травли является не весь класс, а ограниченное количество учеников, все остальные, кто участвуют в насмешках, становятся последователями буллеров (агрессоров) по большей части оттого, что дети-последователи сами боятся оказаться в роли жертвы. Свою роль играет и так называемое «стадное чувство»: «Все пошли, и я пошёл, все толкали, и я толкнул». При этом последователи и сам лидер травли порой даже не догадываются, насколько огорчён, растерян и подавлен ребёнок, над которым издеваются, ребёнок-последователь просто участвует в общем веселье. Многие, издеваясь над другими, используют это как своего рода способ самоутверждения. Для кого-то из последователей, возможно, важно получить расположение лидера-буллера.

Инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера. Общеизвестно, что «основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других». Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать.

Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации заведения и родителей (законных представителей) по её устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
Методы прекращения буллинга в школе включают:

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

  • Нужно учитывать, что при работе с буллерами разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

  • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

Если этой проблемой серьёзно заниматься всем участникам образовательных отношений (учителям, родителям, обучающимся), то высока вероятность того, что можно избежать многих конфликтов, и многие ученики смогут нормально существовать в школьном сообществе.

Министерство просвещения РФ рекомендовало новые пособия по профилактике буллинга среди детей: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.