МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

УЧЕНИКАМ

ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНОГО УХОДА РЕБЁНКА ИЗ СЕМЬИ 

 

 

Самовольный уход ребёнка из семьи. Как избежать?

Уважаемые родители, если вы столкнулись с ситуацией, когда ваш ребёнок бежит из дома, или у вас с ним пропало взаимопонимание, не спешите винить в этом друзей подростка, школу, улицу. Загляните в себя! Все всегда начинается с семьи! То, что вы заложили в своего ребёнка, то и пожинаете.

Каждый случай самовольного ухода ребёнка из дома индивидуален и зависит от множества причин: стиля воспитания, физического и психического здоровье ребёнка. Однако основную причину самовольного ухода ребёнка на улицу нужно искать в семье. Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе, привлекают к себе внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им».

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями.

 

Изучение причин самовольных уходов подростков из дома показывает, что основными причинами уходов из дома являются:

- семейное неблагополучие, неустроенный быт;

- ослаблен контроль со стороны родителей за времяпрепровождением детей;

- злоупотребление родителями алкоголем;

- занятость родителей на работе, при этом у подростка не организован досуг, и ребёнок предоставлен в течение дня сам себе.

В основном, уходят подростки 10-17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

К основным причинам  самовольного ухода подростков из дома можно отнести:

  • Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше

Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: всё познать, всё испытать, всё попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

  1. Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять своё любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т.д.

  • Переживание «драйва»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстранённо воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

  1. Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

  • Скука

Скука – это тяжёлое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьёзно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

1. Отсутствие смысла жизни

- полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

- тяжёлых разочарований (например, предательство близких людей);

- чрезмерного баловства, когда ребёнок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда всего слишком много;

- чрезмерной критичности взрослых.

2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.

3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далёкими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдёт, ожидание всегда томительно и скучно.

4. Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и своё свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

Профилактические меры:

  1. Создайте условия, при которых ребёнок, имея все необходимое, всё-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

  2. Научите ребёнка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.

  3. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.

  4. Развивайте в ребёнке творческие способности.    

  5. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

  • Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)

Ребёнок, в силу разных причин, часто не умеет сказать «нет». Для него страх от последствий совершаемого не так силён, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры:

  1. Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

  2. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

  3. Развивайте в ребёнке физическую силу.

  4. Развивайте в ребёнке умение общаться.

  • Протест против родителей

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи ещё очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребёнка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Профилактические меры:

  1. Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое своё решение и каждый поступок.

  2. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»

  3. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать «нет».

  • Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в т.ч. в любви), переживания тяжёлой утраты (смерти любимых людей)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в чёрно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется всё, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

Профилактические меры:

1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений – в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.

2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

  • Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворённости собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку. Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаём собственных побуждений. Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаём, не желая считаться с мнением ребёнка.

Другая причина ухода ребенка от родителей – несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Ребёнок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, т.е., выхода у него нет, и он остаётся на улице, пока не попадётся на преступлении или не станет жертвой преступника.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте – он ещё ребёнок.

- Если кто-то жалуется на поведение вашего ребёнка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.

- Выбирайте наказание, адекватное проступку.

- Не наказывайте ребёнка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребёнок вряд ли убежит из дома.

 

Когда ребёнок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребёнку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

 

Три важных шага:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.

Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребёнку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»

2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребёнком.

Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребёнок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребёнка.

Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведём себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребёнок изначально наделён положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

 

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители – это те, кто способен так построить свои отношения с ребёнком, чтобы избавить его от различных разочарований».

Действия родителей (законных представителей) детей в случаях самовольных уходов, в т.ч. пропажи детей:

Родителям (законным представителям) необходимо:

1. При задержке ребёнка более часа от назначенного времени возвращения:

-   вспомнить всё, о чём говорил ваш ребёнок в последнее время! Зачастую наши дети нам говорят почти всё, другое дело слышим ли мы их! Проверить, вёл ли дневник несовершеннолетний (в письменном или в электронном варианте). Обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребёнок.

- собрав информацию, проверить, не взял ли ребёнок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

-   обзвонить   близлежащие   больницы,   справочную   «Скорой   помощи»,  органы полиции.

Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде.

2. В случае не обнаружения ребёнка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания. 

3. При обнаружении  пропавшего ребёнка сообщить в органы полиции о его возвращении.

Найдя своего ребёнка, попытайтесь разобраться, почему подросток ушёл из дома.

Стоит помнить, что важно по возвращении ребёнка – показать, что самое главное – это то, что ребёнок вернулся домой целым и невредимым. По возвращении ребёнка запрещается:

- Повышать голос на ребёнка

- Оскорблять или обвинять ребёнка

- Закрывать ребёнка дома

- Хватать ребёнка с силой, удерживать руками

- Вести морализаторские разговоры

- Читать нравоучения

- Угрожать ребёнку

По возвращении ребёнка рекомендуется:

- Заранее отрегулировать негативные эмоции с помощью психолога или самостоятельно, без участия детей

- Выражать такие чувства, как радость или облегчение, что ребёнок вернулся

- Понять и среагировать на причины, по которым ребёнок убежал.

- Помочь ребёнку почувствовать себя в безопасности, понять, как можно было предотвратить побег.

Чтобы предупредить самовольный уход ребёнка необходимо:

1. Построить с ребёнком доверительные отношения.

Важно разговаривать с ребёнком на равных, не требовать объяснений, слушать безоценочно, делать паузы, давать больше свободы выражения, отдавать инициативу ребенку.

2. Интересоваться проблемами, увлечениями, кругом друзей ребёнка.

3. Организовать досуг ребёнку с учетом его пожеланий и интересов.

4. Создать благоприятный климат.

Памятка на случай кризисных ситуаций, связанных с пропажей детей

Действия родителей (законных представителей) детей по предупреждению самовольных уходов, в т.ч. пропажи детей.

1. Располагать информацией о местонахождении ребёнка в течение дня;

2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов  в летнее время;

3. Обращать внимание на окружение ребёнка,  а также  контактировать  с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

-  что необходимо делать, если возник пожар;

-  безопасность на дороге, в лесу, на воде;

-  общение с незнакомыми людьми;

-  нахождение дома без взрослых и т.п.

ПАМЯТКА для родителей «Профилактика самовольных уходов из дома»

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.