УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКА

 

Мы сильно заблуждаемся, если думаем,

что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе;

нет, школа имеет только весьма небольшую долю

в том естественном развитии дитяти,

на которое гораздо больше влияния оказывает время

 природа и семейная жизнь.

 

К.Д. Ушинский 

 

Семья – это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро.

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В.А. Сухомлинский

Хотите развратить душу вашего ребёнка?

Тогда ни в чём ему не отказывайте.

И со временем вы поймёте, что растите не человека, а кривое дерево.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 

 А.С. Макаренко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибки семейного воспитания

3 стиля семейного воспитания: 

  • демократический (стиль «согласия», прежде всего учитываются интересы ребёнка). Считается наиболее благоприятным.

  • авторитарный, диктаторский (стиль «подавления», родителями навязывается своё мнение ребёнку). Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребёнка. В первом случае поведение ребёнка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведёт к полной апатии и пассивности ребёнка.

  • попустительский. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребёнку и потакания всем его желаниям и капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребёнок становится эгоистом.

Семья – это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);

  • социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);

  • технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);

  • демографический (определяется структурой семьи).

Решающую роль в эффективности развития и воспитания на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

  • гармоническое развитие ребёнка;

  • забота о здоровье детей;

  • помощь в учении;

  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

  • помощь в социализации личности и ее самореализации;

  • формирование опыта гуманитарных, эмоционально-нравственных отношений;

  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как  правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и  семьи, которую он  создаёт  сам. На жизнь в семье родительской приходятся дошкольный, подростковый и юношеский возрасты. Это стадии наиболее интенсивного биологического и психического развития. В подростковом возрасте во всей жизни детей доминирует школа. Роль ученика влечёт за собой ответственность за успехи в учёбе и связанную с этим работу в школе и дома.

В школе ученик должен справляться с многочисленными требованиями как учителей, так и других учеников. Долг родителей – помочь ребёнку в выполнении школьных обязанностей, хорошо к ним подготовить и облегчить их выполнение дома. Родителям необходимо наблюдать за всем процессом учёбы. Причём интерес к этому должен быть естественным и наглядным, т.к. в начальный период большинство детей учится как бы для родителей или учителей и лишь позже у них развивается познавательная мотивация, связанная с увлечением тем или иным предметом.

Ребёнок становится членом школьного коллектива. У родителей появляется новая задача – помочь ему спокойно, безболезненно войти в необычную для него социальную среду. Вполне понятно, что при этом возникает необходимость в сотрудничестве с  педагогами и школьными психологами. Даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребёнка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родители могут поделиться знаниями о ребёнке, объяснить свои цели  и взгляды  на  воспитание.

Гармоническое развитие личности ребёнка связано  только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных воздействий. В результате проведенных исследований можно прийти к выводу, что около 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитательные методы своих родителей. Разногласия в воспитательных методах отца и матери не дают ребёнку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. Надо постоянно помнить, что воспитание духовных ценностей и моральных норм, формирование нравственности происходит у ребёнка  в первые годы его жизни именно в семье, а личностными образцами для него служат родители.

От того, как мы общаемся друг с другом, как организуем свой быт, чем заполняем свой досуг, к чему проявляем интерес, зависит культурный климат семьи. Постоянно находясь в этом «климате», ребёнок пропитывается нашими вкусами, подхватывает наши привычки, жесты, манеру поведения. Присмотритесь к своему ребёнку: как он общается со сверстниками и взрослыми? Как ведёт себя на людях? Не случается ли, что его поведение вызывает осуждение окружающих? Уже ребёнку дошкольного возраста необходимо объяснить, что вести себя развязно, привлекая внимание окружающих, неприлично; что громкий разговор и капризные притязания вызывают у людей осуждение, что грубое слово или жест – это признак невоспитанности. Если в семье принято курить, сквернословить и употреблять пиво как прохладительный напиток, как объяснить ученику, что это делать не просто плохо, а недопустимо!

Много времени отнимают у родителей-активистов общественные дела в школе, и список этих дел велик  и многообразен. Учитель один, без помощи родителей, не в состоянии всё это выполнить, и долг родителей помочь ему. Ведя общественную работу в школе, родители всегда должны стремиться своим собственным примером воздействовать на формирование у детей сознательного отношения к общественно-полезному труду. Если мать, выполняя общественное поручение школы, говорит о нём как об обузе, то и дети станут так же относиться к общественной работе. 

Внимательное отношение родителей к школьным  делам заставляет и детей ответственно относиться к учёбе и делам класса.

Уважаемые родители! Если хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то:

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителя в присутствии детей. Придите в школу и постарайтесь во всём разобраться. Помните, учителя не желают плохого Вашему ребёнку.

  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

  • Помните! Родители несут ответственность за поведение своих детей. Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.

  • Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчётливые преставления, что такое хорошо и что такое плохо.

  • Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.

  • 90% влияния на поведение детей оказывают родители. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребёнка. В процессе формирования личности семья  играет главенствующую роль! Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между его членами.

  • Воспитанные родители, любящие и эмоционально уравновешенные, создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям.

 

Давайте воспитывать наших детей вместе! Только наш совместный труд сможет дать нам хорошие плоды.  Подробнее

 

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребёнка. 

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребёнку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) 

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребёнка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребёнок привыкает к материальному вознаграждению). Ребёнка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. 

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нём. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. 

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. 

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятёрку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведёт к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Всё нормально». 

Родители задают и исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. 

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. 

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учёбой со стороны родителей. Допустим, ребёнок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребёнок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. 

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. 

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребёнка, всё больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребёнка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребёнка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребёнка. Не порицая его за отдельные недочёты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. 

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребёнку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребёнок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ( «Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на лёгкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребёнку. 
Если для ребёнка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребёнка – недостаток похвалы. 

Третий вариант – «уход от реальности» – наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворённая потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно лёгкая коррекция их развития. 


4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 

  • Уход от проблемы (чисто деловое общение) 

  • Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 

  • Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 

  • Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 


После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • принимать активное участие в жизни семьи; 

  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; 

  • интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 

  • не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 

  • иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка; 

  • уважать право ребёнка на собственное мнение; 

  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 

  • с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Использованы материалы сайта http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3

Ссылки на полезные сайты

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

 

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребёнка. Семья создаёт личность или разрушает её, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье её членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так

подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 

 

Уважаемые родители (законные представители)!

Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините»,  впервые узнаются дома.

Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относится к друзьям, уважать старших и учителей.

Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.

Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не брать чужие.

А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, химии и физкультуре.

Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребёнка наедине самим с собой.

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.