ПРЕПОДАВАТЕЛИ И АДМИНИСТРАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Когда происходит нестереотипная деятельность, мозг работает в полную силу
и живёт полноценной жизнью. Мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиваться как следует. Поэтому лучший вариант – это когда с детства и думаешь, и в теннис играешь.
Н. Бехтерева
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Внеурочная деятельность призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Направления внеурочной деятельности
-
духовно-нравственное
-
социальное
-
общеинтеллектуальное
-
общекультурное
-
спортивно-оздоровительное
Спортивно-оздоровительного направление обеспечивает формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Общеителлектуальное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Социальное направление создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Общекультурное направление направлено на формирование и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительного отношения к истории и культуре других народов, сохранения и развития культурного разнообразия и наследия многонационального народа РФ, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Духовно-нравственное направление обеспечивает развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребёнком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации.
Основные задачи:
-
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
-
создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-
расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
-
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
-
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности ОУ;
-
опора на ценности воспитательной системы ОУ;
-
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
-
Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в т.ч. в части проектной деятельности» Презентация
-
Письмо министерства образования Красноярского края от 06.09.2017 № 75-1188 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в т.ч. в части проектной деятельности.
Внимание! Методические рекомендации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» отозваны и утратили силу.
О программе «Социокультурные истоки» >>>>
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ
Рабочие программы внеурочной деятельности обязательно должны содержать:
-
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
-
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
-
тематическое планирование
Подраздел «Рабочие программы» (перейти)
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
-
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
-
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
-
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Организация внеурочной деятельности
Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с ФГОС общего образования и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Примерные основные образовательные программы НОО и ООО, разработанные в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).
Основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:
-
до 1350 часов на уровне НОО;
-
до 1750 часов на уровне ООО;
-
до 700 часов на уровне СОО.
Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.
Внеурочная деятельность является обязательной. Формы её организации образовательная организация определяет самостоятельно, с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учёте его мнения до завершения получения ребёнком основного общего образования.
План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе образовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Часы, отведённые на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно-полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и др. мероприятий.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года».
использованы материалы сайта:
Опрос родителей (законных представителей) (перейти)
План внеурочной деятельности:
- общее количество часов в течение срока реализации образовательной программы;
- направления внеурочной деятельности;
- формы проведения внеурочной деятельности;
- учёт образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) при формировании плана внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности 5-8 классы Смотреть информацию
План внеурочной деятельности 1-4 классы Смотреть информацию
Пункт 19.10 ФГОС начального общего образования.
19.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21.02.2015 приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643)
План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учётом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21.02.2015 приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643)
Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21.02.2015 приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643)
(Пункт дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357)
Пункт 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования.
Пункт 18.3.2 ФГОС среднего общего образования.
Примерные ООП начального, основного и среднего общего образования. ООП начального, основного, среднего общего образований в ОО