МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

УЧЕНИКАМ

СЛОВАРИ

 

Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:

неточно, приблизительно, неверно.

А.Н. Толстой 

Словарь – это необходимая часть системы образования и всех её социальных, информационных и культурный институтов. Словарь – это органичная часть современности, которая помогает грамотному и культурному человеку ориентироваться в повседневности и исторической реальности.

 

22 ноября, в день рождения Владимира Ивановича Даля, в России отмечается ставший уже традиционным праздник русской словесности – День словаря. В 2015 году мероприятие вошло в официальную программу Года литературы РФ. В этот день в школах России проходят многочисленные мероприятия (уроки, выставки, презентации ученических проектов), посвящённые В. Далю, как символу отечественной лексикографии, и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.

 

Подготовка и проведение эффективных форм мероприятий в рамках праздника Дня словаря способствует распространению знаний об истории слова, является средством продвижения русского языка как государственного языка РФ и как языка межнационального общения народов России, поддержки преподавания русского языка и литературы на разных уровнях и ступенях в национальных системах образования.

Мероприятия направлены на изучение многообразия словарей, формирование у школьников словарного мышления и соответствующих компетенций и результатов Федеральных государственных образовательных стандартов – обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

  • умение использовать словари (в т.ч. – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

  • пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; 

  • пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

  • использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

  • использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

  • использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов.

 

Письмо Минобрнауки РФ от  08.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования РФ». Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями

Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897»

 

Такие задачи, сформулированные в последней редакции ФГОС ООО, требуют систематической работы со словарями в учебном процессе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕРИИ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ЕЖЕГОДНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ СЛОВАРЯ» В СУБЪЕКТАХ РФ

Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда: словари энциклопедические и словари лингвистические (филологические).

 

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил учёный или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всём! 

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдём – там объектом описания является слово или его форма. 
Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто – они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные, например, «Англо-русский словарь математических терминов». Очень важны толковые словари – с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей – «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого. Даль составлял свой словарь на протяжении всей жизни, а ценность его труда подтверждается тем, что и сегодня, спустя столько лет после выхода его словаря, к нему постоянно обращаются знатоки и любители русского слова. Не менее известны «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.  Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка. 

Своеобразной разновидностью
толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. 

Если же вы хотите узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать
нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos – «правильный», «прямой», grahpo – «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь содержит 160 000 слов. 

Энциклопедические, толковые, орфографические, орфоэпические и двуязычные словари – это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека.

Но есть и ещё много интересных и полезных словарей, с которыми тоже можно познакомиться.

 

 

 

На сайте www.деньсловаря.рф представлена электронная выставка словарей, посетить которую могут все желающие 24 часа в сутки. На выставке участникам (посетителям) предлагается исторический экскурс в в XXV век до н.э., когда появились первые подобия словарей у шумеров. Это были так называемые глоссы: на полях рукописей выписывались значения незнакомых слов. Далее страницы электронной выставки проведут нас через века с обзором словарей и их создателей. Посетителей выставки ознакомят с разнообразием и видами словарей и энциклопедий, их назначением и содержанием. В экспозиции представлено свыше 100 словарей и энциклопедий.

Как язык не может существовать без слов, так и человек, пользующийся этим языком, не может существовать без словаря. А пользоваться словарём надо уметь!

Ресурсы, направленные на поддержку и продвижение русского языка и др.

  • Словарь литературоведческих терминов. Полезное собрание терминов, предлагающее сразу несколько толкований, добытых из разных источников. Сайт содержит термины, расположенные в алфавитном порядке, индивидуальные, авторские терминологические системы и тематические терминологии, собрание текстов, касающихся литературоведческих терминов

  • Мир энциклопедий. Справочная система. Обзор универсальных и специализированных Интернет-энциклопедий, словарей.

  • Нестор. Электронная библиотека. Филология, философия, история, атеизм. Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Библиографический указатель, Русский биографический словарь, Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • All-In-One. Энциклопедический справочник – от элементарных частиц и Вселенной до природы, географии, языка, культур и истории.  

  • Большой Энциклопедический словарь содержит около 90.000 статей из всех сфер жизни и общества. Интеллектуальная система поиска в случае отсутствия статьи по введённому слову предложит на выбор наиболее похожие. 

  • Что, где, когда? Страницы истории.   А вы знали, что кукла Барби, атомоход «Ленин», республика Куба, ВДНХ, ИЛ-18 и «Шереметьево» появились в том же году, когда США приросли двумя штатами, а Хрущёв обещал им «кузькину мать»?...72.000 записей и гибкая система запросов позволят вам произвести множество не менее интересных сопоставлений и получить массу другой полезной информации.    

  • Толковые словари Даля (1882) и Ожегова (1992) «в одном флаконе» – помимо просто справки по 85000 темам, очень интересно сравнить эволюцию нашего с вами языка. И узнать, например, что уничижительный термин «мужчина», по всем канонам грамматики относящийся к женскому роду – это продукт новейшего времени, для которого во времена Даля даже специальной словарной статьи не было предусмотрено...   

  • Экология человека понятийно-терминологический словарь. Первый в стране словарь, унифицирующий понятия в области экологии человека – новой дисциплины, исследующей влияние измененной окружающей среды и антропогенных воздействий на популяционное здоровье.

  • Старый словогрыз.  Небольшой, но очень полезный словарь профессиональных терминов издательской деятельности и специфичной лексики Всероссийского Конкурса школьных изданий

  • Русский Биографический Словарь А.А. ПоловцоваЭлектронная репринтная версия.

  • Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

Презентация «22 ноября – День словарей  и энциклопедий»

дс.jpg
logo-gramota.gif
logo_totalnii-dictant.png

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.