МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

УЧЕНИКАМ

ТВОЙ ПРОЕКТ

 

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

ГРАФИК ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ в 2017-2018 уч.г.

 

Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, развитие универсальных учебных действий, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. Проектная деятельность помогает в интересной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС.

 

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема».

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы  и получить ощутимый результат.

Работа над проектами рассматривается как способ формирования универсальных учебных действий (УУД): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Если основополагающий вопрос проекта интересен обучающимся, то и проект будет успешен.

Виды проектов:

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности коррекции её по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в т.ч. в сети Интернет. 

  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. 

  • Конструкторский проект предполагает в качестве продукта материальный объект, макет, костюм, модель, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. 

  • Социально-ориентированный проект  нацелен на решение социальных задач. Отчётные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы. 

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы, сборники стихотворений, прозы, персональные выставки ИЗО и пр.

Тема проекта

Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Как выбрать тему?

  • дети любят задавать вопросы: Где? Как? Почему?

  • по необходимости (соблюдать ПДД, сохранять здоровье во время эпидемии гриппа и т.п.)

  • в СМИ (журналы, Интернет и т.д.) 

Берём учебник, например – «окружающий мир», и рассматриваем изучаемые темы: «Как мы можем помочь бездомным животным нашего города?»; «История  улиц нашего города»; «Моё генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Обязанности членов семьи»; «История школы, в которой я учусь» и др.

Формы проекта (макет, буклет, фотоотчёт, презентация, праздник, экскурсия и т. д.).

Этапы проекта

Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:

  • подбираем материал для  проекта – литературу, Интернет или другие источники;

  • собираем из этих источников нужную информацию;

  • оформляем проект.

Этапы работы над проектом

  •  Тема, цели, гипотеза, вопросы,  источники, сроки, дата защиты.

  •  Самостоятельная работа обучающихся.

  •  Индивидуальные консультации.

  •  Проверка готовых работ обучающихся.

  • Защита проекта.

Оформление проекта

Оформить проект можно по-разному. В 1 классе оформить можно на одном листе в виде фотографий, т.к. большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Текст «пояснительной записки» выглядит следующим образом:

  • На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения, указываются данные о руководителе проекта.

  • На второй странице содержание или оглавление проекта.

Далее:

  • Введение – постановка задач и цели работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого обучающегося к проблеме, описанной в проекте.

Формулируем гипотезу проекта. Как показывает практика, наибольшую трудность вызывает формулирование гипотезы. Важно знать, что гипотеза исследования – это научное предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательства. Основная модель для формулирования гипотезы включает следующие слова: «если…, то…». Имеется в виду вот что: если мы хотим получить какой-либо эффект, результат, что-то изменить, обеспечить режим развития или, напротив, стабилизировать, то мы должны создать те или иные условия, сделать то-то и то-то, используя при этом такие-то средства, инструменты или применяя те или иные приёмы и способы.

Чаще всего функция гипотезы – объяснение новых экспериментальных данных или устранение противоречия теории с отрицательными результатами экспериментов. Для того чтобы быть обоснованной или состоятельной, гипотеза должна отвечать определённым условиям.

1) Первым условием является логическая и теоретическая обоснованность, соответствие гипотезы фактическому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается; кроме того, гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам и теориям.

2) Второе условие – эмпирическая проверяемость гипотезы. В принципе гипотеза должна допускать возможность и своего подтверждения, и опровержения.

3) Третьим условием состоятельности гипотезы является её информативность, т. е. приложимость ко всему классу исследуемых объектов. Иными словами, нужно стремиться к тому, чтобы из гипотезы выводились не только те явления, для объяснения которых она специально сформулирована, но и возможно более широкий круг родственных им явлений.

4) Четвёртое условие – гипотеза должна предсказывать развитие событий в том процессе, который она описывает.

По своему содержанию гипотезы делятся на: 

– гипотезы информационного характера;

– гипотезы инструментального характера.

Если мы в своём проекте намереваемся что-либо изменить, оптимизировать, улучшить, то нам потребуется гипотеза инструментального характера.

По своему функциональному предназначению гипотезы подразделяются на:

– объяснительные,

– предсказательные,

– объяснительно-предсказательные.

Первые служат для объяснения фактов или явлений; функция вторых – предсказание законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов, явлений и процессов; третьи сочетают в себе обе функции.

В научной литературе предлагаются шаблоны для формулирования гипотезы: 

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если…

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если…

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо другого.

По сути, гипотеза – это главная идея решения. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Научная гипотеза должна отвечать следующим основным требованиям: а) она не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) гипотеза должна быть проверяема при помощи стандартных методик.

  • Описание проекта, где  детально разворачиваете проблему и находите решение, либо описываете, опираясь на определённых авторов, цитируя различные высказывания.

  • Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

  • Представление результата работы в разнообразных формах: отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

 

Индивидуальный и групповой проект представляют собой образовательный проект, выполняемый обучающимся в рамках одной или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную деятельность в пределах освоения программы основного  общего образования.

 

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету и образованию академической задолженности. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. В 5-7 классах возможна защита группового проекта. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

Памятка педагогу. Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования

Уважаемые коллеги! Вы помогаете обучающимся выполнить проект или исследование. Чтобы ваши ученики подготовили качественную работу, просим вас учитывать рекомендации.

Паспорт проекта

Дорогой друг! Ты выполняешь учебный проект или учебное исследование. Чтобы планировать содержание проекта или исследования, воспользуйся нашими рекомендациями и подготовь паспорт проекта.

Дневник работы над проектом

Памятка ученику. Как оформить мультимедийную презентацию для защиты проекта

Дорогой друг! Ты подготовил учебный проект или исследование. Теперь ты готовишься к защите проекта. Чтобы сделать презентацию и представить результаты проекта, выполни рекомендации.

План выступления школьника

Перечень примерных вопросов для  плана выступления школьника на защите проекта 

  • Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого предназначен твой проект?

  • Было ли проведено предварительно маркетинговое исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?

  • Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи ещё были у тебя? Почему ты их отверг?

  • Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?

  • Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

  • Какие этапы выполнения проекта были? В чём они заключались?

  • Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?

  • Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС.

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников. Методические рекомендации, подготовленные на основании брошюры Савенкова А.И. «Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» 

Организация проектной деятельности

 

Литература:

  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

  • Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

  • Леонович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования, 2006, № 4.

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.