УЧЕНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

В КЛАССЕ РЕБЁНОК С ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Интегрированное обучение детей с ОВЗ может быть организовано двумя путями:

  • посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;

  • путём совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.

Специальные классы могут создаваться для определённой категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.). При наличии в ОУ лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации дополнительное прохождение процедуры лицензирования и государственной аккредитации для обучения детей с ОВЗ не требуется. Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.

Система показаний для интеграции

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

  • имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

  • имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

  • имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

  • имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

Дети, имеющие тяжёлые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:

  • имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

  • имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

  • имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;

  • с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

Критерии отбора детей для интегрированного обучения:

  • Возможности ребёнка: выраженность дефекта, зона ближайшего развития, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

  • Готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрируемого ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся общеобразовательного учреждения).

  • Соответствие образовательной среды школы потребностям интегрируемого ребёнка.

Что самое важное для педагога при обучении детей с ОВЗ?

Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное – это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребёнка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене ОУ. В тесном сотрудничестве должны работать учителя-предметники, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог и медицинский работник.

Какие приёмы помогают детям эффективнее обучаться?

Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Некоторым обучающимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажёре. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. Кроме того, в школах такого плана необходимо оснащение всякими специальными средствами обучения: приспособлениями для передвижения, учебниками альтернативного формата, аудио-учебниками, активное использование сетевых образовательных ресурсов, компьютерных обучающих систем.

Рекомендации учителю, работающему в инклюзивном классе

Любая форма педагогического общения должна иметь чётко определенные цели:

  • образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

  • воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

  • коррекционно-развивающая – в классе есть ребёнок с ОВЗ и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна чётко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приёмами.

Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности – условие успешности всех обучающихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражён план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с ОВЗ. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

  • Составлить планирование отдельно – для всего класса и для ребёнка с особыми образовательными потребностями.

  • Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребёнка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы могут быть разные, главное – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребёнка с ОВЗ в классе детей «нормы».

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим ученика к включению во всё более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребёнка с ОВЗ.

Методы и приёмы учителя – это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности обучающихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учёт особенностей обучающихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приёмов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.

  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Моменты, на которые следует сделать акцент:

  • При чтении необходимо помочь ребёнку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребёнок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания. В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

  •  В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3-4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объёме, так как дети очень быстро устают).

  • При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленной)

  • Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)

 

Для детей с ОВЗ задание нужно формулировать так:

  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

  • Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом., в несколько этапов.

  • При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)

  • Формулируя задание стойте рядом с ребёнком.

  • Давайте возможность ребёнку закончить начатое дело.

 

Эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:

  • игровые ситуации;

  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук

Чтобы правильно оценить ребёнка, нужно учитывать, такие аспекты:

  • Старайтесь отмечать хорошее поведение ребёнка, а не плохое.

  • Не обращайте внимание на не очень серьёзные нарушения дисциплины.

  • Будьте готовы к тому, что поведение ребёнка может быть связано с приёмом медикаментов.

  • Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребёнок поймёт, что поступает не должным образом.

  • Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

  • Разрешайте ребёнку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

  • Используйте систему оценки: зачёт-незачёт, когда речь идет об оценке роста и развития ребёнка.

  • Если  ребёнку с ОВЗ трудно отвечать перед всем классом, то ему даётся возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Хороший результат даёт и распределение учеников по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать этому ребёнку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

 

В ходе занятия следует учитывать: соотношение побуждений обучающихся к деятельности и принуждения. Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии). В развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, т.е. формируется «идеальный педагог», который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

ДЕТИ С НАРУШЕНИМ СЛУХА >>>>

Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата). Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден. Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ). Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.

У слабослышащих детей отмечается определённая специфика в развитии зрительного восприятия окружающей действительности; формируется тонкое восприятие мимики и жестов, которые сопровождают устную речь окружающих людей. Зрительное восприятие играет большую роль в развитии общения с другими людьми.

У детей с патологией слуха в раннем школьном возрасте снижена память. В дальнейшем же по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастают. Может наблюдаться задержка развития словесной памяти. Запоминание и сохранение в памяти тем надёжнее, чем более выражены в материале смысл и содержание.

У слабослышащих детей наблюдается задержка в овладении речью. Это определяет своеобразие развития мышления. Проведение анализа и синтеза знаний об объектах затруднены в связи с необходимостью использования словесного материала об объектах. Эти операции протекают успешнее, когда анализ осуществляется не только в словесном плане, но и связан с практическим опытом. В процессе обучения они сравнительно легко овладевают словарным составом языка. Однако с трудом усваивают значение обобщающих терминов, осмысливают понятия. Всё это может отразиться на грамматике.

Дефект слуха влечёт за собой некоторые особенности и в формировании личности детей. Касаясь характерологических особенностей, можно отметить такие качества, как доброта и привязанность, а также вспыльчивость и недоверчивость. Этим детям свойственны и черты инфантилизма (значительно дольше остаются детьми, не «спешат» взрослеть.) У них высокая самооценка (т.к. она недостаточно сформирована). Но с возрастом самооценка становится адекватной.

Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:

  • посадить ребёнка за первую парту так, чтобы он видел лица учеников при ответах и лицо учителя при объяснении учебного материала;;

  • не поворачиваться спиной к обучающемуся;

  • чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;

  • проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;

  • разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала;

  • если у ребёнка одно ухо слышит хуже, чем другое, его посадка должна обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьшей степенью тугоухости;

  • при диктантах лицо учителя (по возможности) должно находиться на одном уровне с лицом ребёнка;

  • если ребёнок не услышал диктуемое слово, можно проговорить его ему около ушной раковины;

  • речь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, но не утрированной;

  • при прохождении нового материала новые термины, понятия, смысл которых объясняет учитель, можно предъявлять ученику в виде печатных табличек или писать на доске;

  • для безболезненной адаптации ребёнка в среде слышащих одноклассников проведите воспитательную беседу с ребятами, корректно объясняя особенности общения со слабослышащим ребёнком;

  • в работе с родителями упор делайте на то, что без их помощи и поддержки ребёнку будет очень трудно успевать за слышащими одноклассниками;

  • дома с ребёнком должны общаться так же, как и в школе – голосом нормальной разговорной громкости (можно немного громче), исключить из общения все жесты и ни в коем случае не кричать;

  • единый речевой режим в школе очень важен. Объясните учителям, работающим с ребёнком, особенности его характера, слуха, познакомьте их с правилами общения со слабослышащими детьми;

  • если ребёнок носит индивидуальный слуховой аппарат – требуйте его постоянного ношения и следите за тем, чтобы он был постоянно включён (отключить или снимать его можно на перемене или на уроках ЛФК);

  • ПОМНИТЕ! Нельзя подходить и общаться к слабослышащему ребёнку со спины. Это пространство вызывает у него тревогу. Лучше посадить ребёнка поближе к стене, чтобы сзади никто не мог его напугать. Особенно важно соблюдать это правило в начальный период пребывания ребёнка в школе;

  • если вы заметили, что ученик вашего класса часто переспрашивают вас или одноклассников, старается подойти поближе, не реагирует на шепотную речь, не всегда внимательно слушает объяснение, часто раздражается или замыкается в себе – обратитесь к родителям с просьбой обследовать его слух у отоларинголога или сурдопедагога.

Во второй половине дня сурдопедагог должен проводить индивидуальные и групповые занятия по коррекции произношения, развитию слухового восприятия, общему развитию речи. В развивающих занятиях сурдопедагог также может использовать специальные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Лента времени». В адаптации в социуме незаменимую помощь оказывает педагог-психолог и социальный педагог.

Работа психолога должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Большое внимание психолог должен обращать на формирование межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что помогает решать этические и правовые проблемы.

Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ >>>>

К слепым относятся дети с полным отсутствием зрения (от светоощущения до 0,04 включительно с коррекцией на лучшем глазу). Слабовидящими называют детей, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05-0,4. Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

  • дозирование учебных нагрузок,

  • применение специальных форм и методов обучения,

  • оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей,

  • специальное оформление учебных кабинетов,

  • организация лечебно-восстановительной работы;

  • усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Рекомендации при организации обучения:

  • Обучение слабовидящих ведётся по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

  • Во время проведения уроков следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой.

  • Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Так, непрерывная зрительная нагрузка (например, чтение) в первых классах не должна превышать 7-10 минут). Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.

  • Положительное влияние на поддержание работоспособности обучающихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ.паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.

  • Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света. Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются учащиеся с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000 лк. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо.

  • Гимнастика до занятий, физ.минутки на уроках и лечебная физкультура (ЛФК) на коррекционных занятиях являются обязательными и проводятся по специальным программам.

Для детей с нарушением зрения предусмотрены следующие программы коррекционных занятий:

  • мимика и пантомимика;

  • ориентировка в пространстве,

  • социально-бытовая ориентировка (СБО),

  • развитие зрительного восприятия, осязания и мелкая моторика рук,

  • логопедические занятия.

ДЕТИ С АУТИЗМОМ >>>>

ДЕТИ С ДЦП >>>>

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ >>>>

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ >>>>

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учёбе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счёта). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

При организации обучения:

  • Необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.

  • Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

  • Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

  • Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

  • При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.

  • В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Учителю необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребёнок;

  • посадить ребёнка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

  • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

  • разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остаётся хорошим упражнением для слабых в счёте обучающихся.

Как помочь ребёнку с ЗПР?

  • Постоянно поддерживать у ребёнка уверенность в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

  • Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

  • Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

  • Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

  • Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

  • В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ученика на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

  • Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

  • Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, но делать это тактично, используя игровые приемы.

  • Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

  • Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

  • Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

  • Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приёмы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

  • Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

  • Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

  • Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

  • Все приёмы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

  • Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

  • На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

  • Создание доверительных отношений со взрослыми, в т.ч. и с учителем.

​по материалам сайта http//edu-lider.ru

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

У детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Дети с речевой патологией в целом обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту. Но могут быть отставания в развитии словесно-логического мышления (без специального обучения испытывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением).

Двигательная активность характеризуется недостаточной координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недостаточное развитие мелкой моторики.

У детей в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру.

Рекомендации:

  • работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

  • во время уроков сводить до минимума отвлекающие факторы;

  • предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы;

  • во время урока предусматривать возможность для двигательной «разрядки»;

  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять его хорошее настроение.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, БОЛЕЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Это болезнь обмена веществ, при которой в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание сахара. Поэтому, для жизни, больному диабетом необходимы инсулин и диета. В настоящее время при правильном лечении и соблюдении определенных требований диабет хорошо компенсируется. Сахарный диабет это особый образ жизни. Педагог должен знать, что сахарный диабет опасен своими осложнениями. Наиболее частым осложнением является гипогликемия, или низкий сахар крови. Это состояние развивается при большой физической нагрузке или при передозировке инсулина по сравнению с количеством принятой пищи.

Признаки гипогликемии:

  • изменения в поведении (необъяснимый смех или плач, упрямство, грубость);

  • запутывание (путает самые простые вещи, ребенку трудно говорить, писать, считать);

  • при медленном снижении сахара – головная боль, спутанность, сонливость;

  • при быстром падении сахара – слабость, дрожь, «ватные» колени;

  • если сахар в крови не повысить, то могут возникнуть опасные симптомы гипогликемической комы: помутнение сознания, потеря сознания, судороги.

Рекомендации: при первых признаках гипогликемии ребенку необходимо дать несколько кусочков сахара или чай с сахаром, или сок с сахаром.

Другое серьёзное осложнение при диабете – гипергликемия, или высокий сахар крови. Это осложнение возникает чаще в результате нарушения диеты (съел много сладкого), острых заболеваний (грипп, ангина), стрессовой ситуации (сильное волнение при написании контрольной работы), низкой дозы введенного инсулина.

Признаки гипергликемии:

  • нарастающая жажда,

  • учащение мочеиспускания,

  • головная боль, тошнота, общая слабость,

  • боли в животе.

Рекомендации: для снижения высокого сахара необходимо быстрое и правильное изменение дозы инсулина совместно с врачом во избежание развития диабетической комы.

Чтобы не допустить этих осложнений, каждый учитель должен:

  • знать поименно детей с диабетом, владеть информацией о длительности заболевания. О наличии осложнений;

  • осуществлять наблюдения за самочувствием ученика на уроках и переменах;

  • знать время инъекций инсулина и время индивидуального режима питания;

  • своевременно согласовывать с медицинскими работниками вопросы питания и инъекционной терапии ученика на период экскурсий, поездок;

  • периодически интересоваться показателями сахара. Для больных диабетом существует метод самоконтроля за уровнем сахара в крови с помощью индивидуальных приборов – глюкометров. Такие приборы должны быть в медицинском кабинете школы.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Главным симптомом этого заболевания является приступ удушья, которому предшествует приступообразный кашель, свистящее, затрудненное дыхание, стеснение в груди. Приступ может возникнуть в результате нервного стресса, физической нагрузки, холодного воздуха, резких запахов, контакта с аллергеном (шерсть животных, пыльца растений и т.д.), Приступы удушья приводят к недостатку кислорода в головном мозге, у детей снижается работоспособность.

Рекомендации:

Для таких детей очень важно соблюдение требований школьной гигиены. Но помимо этого педагог не должен пользоваться дезодорантами и другими средствами современной парфюмерии (духи, туалетная вода, лаки для волос), курение вообще исключается. В классе не должны стоять цветущие комнатные растения, обязательна ежедневная влажная уборка класса, наличие сменной обуви у детей. Педагог не должен допускать психотравмирующих ситуаций.

При оказании помощи во время приступа удушья:

  • не следует пугаться и поддаваться панике;

  • срочно вызвать медицинского работника;

  • у каждого больного астмой имеется карманный баллончик – ингалятор, в котором находится дозированный аэрозоль, он и должен быть использован в период приступа. Очень важно правильно пользоваться аэрозолем, иначе ингаляция не поможет;

  • ребенок должен сидеть или стоять, сделать глубокий спокойный выдох через сомкнутые губы, затем обхватить мундштук ингалятора губами и, слегка запрокинув голову, начать делать вдох и, нажимая на баллончик. Продолжать вдыхать глубоко, насколько это возможно, на высоте вдоха задержать дыхание. Затем спокойно выдохнуть. При необходимости повторить ингаляцию;

  • рекомендуется чередовать ингаляции с питьем горячей жидкости (чая или воды);

  • после ингаляции выполнить упражнения дыхательной гимнастики – делая неглубокие вдохи через сомкнутые губы.

Педагог должен знать, что для больных астмой существует метод самоконтроля, позволяющий заранее выявить обострение астмы.

Несмотря на тяжесть заболевания, необходимо активно привлекать детей для участия в жизни класса. Они должны посещать кружки, секции.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ

Для детей, страдающих эпилепсией, характерны приступы судорог с расстройством сознания, изменения в эмоционально – психической сфере. Формируются такие черты, как медлительность, излишняя пунктуальность, следование привычным схемам поведения. При попытках (со стороны) изменения этой схемы следует бурный протест ребёнка. Такие дети очень чувствительны к недостатку кислорода. Ежедневная медикаментозная терапия требует настойчивости и упорства.

Рекомендации:

  • Во время судорожного припадка ребёнок обычно падает на пол или на землю. Если представиться возможность, надо постараться сделать падение мягким. После того, как ребенок оказался лежащим на полу, освободить пространство вокруг него от стульев, столов и т.д. Подложить ему под голову полотенце, пиджак или свою руку, чтобы предотвратить травму головы. Шея должна быть в вытянутом положении, что поможет свободнее дышать. Обеспечить доступ свежего воздуха.

  • Во время судорог происходит спазм и сокращение мышц челюстей, из-за чего зубы сомкнуты. При попытке разжать их пальцами рискуете получить укус. Если протиснуть какой-либо предмет между зубами, пострадавший рискует сломать зубы. Поэтому лучше дать возможность событиям развиваться самостоятельно.

  • Придать телу ребёнка правильное положение. Плавным движением повернуть ребёнка набок, на левую сторону. Такое положение позволит освободить рот от накопившегося секрета. По окончании судорожного припадка наступает сон в течение нескольких часов.

  • Если приступ не прекращается через 3-5 минут, вызвать «скорую».

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ

Практика показывает, что заболевания опорно-двигательного аппарата, в т.ч. позвоночника, имеют широчайшее распространение среди детей. Позвоночник играет одну из ключевых ролей в здоровье. От состояния позвоночника зависит функциональное состояние внутренних органов и физическая выносливость. Сколиоз – это системное заболевание соединительной ткани, характеризующееся искривлением позвоночника. По локализации сколиоз бывает верхнегрудной, грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

При сколиотической болезни ухудшается выносливость к длительной статической нагрузке, ухудшается подвижность рёбер, грудной клетки в целом, что приводит к уменьшению жизненной емкости лёгких и снижению насыщения крови кислородом, увеличению внутригрудного и внутрибрюшного давления, а это уже отрицательно сказывается на деятельности центральной нервной системы и внутренних органов. Эти изменения сопровождаются снижением приспособленных возможностей организма, ухудшением сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижением работоспособности. У детей часто отмечается плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движения нарушена. Лечение сколиоза представляет трудную задачу и должно проводится длительно и систематически. При своевременном и настойчивом комплексном лечении удается остановить прогрессирование сколиоза у 80% детей и подростков. Наилучший лечебный эффект достигается на ранних стадиях сколиоза (I-II степени).

Рекомендации:

  • в процессе обучения необходимо выполнять режим разгрузки позвоночника, чередуя положение лежа и стоя;

  • постоянно вырабатывать навык правильной осанки (нормальную осанку можно рассматривать как условный рефлекс, а это значит, что хорошей осанке надо обучать, это длительный процесс) – правильная осанка лечит сколиоз;

  • контролировать выполнение врачебных рекомендаций каждым учеником;

  • воспитывать положительное отношение к занятиям лечебной физкультурой и плаванию;

  • создавать благоприятный психологический климат в классе для ровного и и хорошего настроения обучающихся, вселять веру в положительный исход заболевания;

  • занятия лечебной корректирующей гимнастикой строить в соответствии с рекомендациями врача ЛФК с использованием различных физических упражнений: для формирования и закрепления навыка правильной осанки; для формирования стереотипа правильного дыхания; для формирования мышечного корсета (упражнения для мышц спины, живота).

 

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

(заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой системы)

Для таких детей характерны:

  • повышенная утомляемость;

  • частые головные боли, боли в области сердца и животы;

  • замедленное мышление;

  • снижение познавательных интересов;

  • пассивность на уроках;

  • неуверенность в себе.

Рекомендации: Для такой категории больных детей оздоровление должно начинаться с соблюдения норм и требований школьной гигиены:

  • соблюдение режима дня – оптимальное время начала занятий, небольшая продолжительность пребывания в школе, кратность приёма пищи;

  • соблюдение соответствующего воздушно-теплового режима и проветривания, (в классных комнатах 18 С – 20 С, в рекреациях 17 С – 18 С );

  • проведение ежедневной влажной уборки всех помещений;

  • обеспечение нормируемых уровней освещённости рабочего места ученика, классной доски;

  • организация рабочего места ученика – подбор мебели с учётом роста, определение места за партой с учётом остроты зрения, слуха, частоты простудных заболеваний;

  • регламентация учебной нагрузки – оптимально составленное расписание уроков в соответствии с гигиенической оценкой, проведение утренней гимнастики, физминуток на уроках для снятия утомления, улучшения мозгового кровообращения и мобилизации внимания;

  • проведение ежедневных прогулок, стимулирование двигательной активности детей;

  • дневной сон;

  • дополнительные каникулы в первых классах и дополнительные выходные дни для тяжелобольных детей;

  • полноценное диетическое питание.

Полезные ссылки:

подраздел «Инклюзивное образование, ФГОС ОВЗ» (перейти)

подраздел «ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (перейти)

Как успешно организовать учебный процесс на дому?

Индивидуальное обучение на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика.

  • Составляется индивидуальное учебное расписание ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями (законными представителями), постоянно корректируется.

  • Учитываются периоды активности и спада работоспособности ребёнка.

  • На основании образовательной программы школы разрабатывается индивидуальное учебно-тематическое планирование (ИУТП) для каждого конкретного ученика, в котором дана характеристика обучающегося, его предпочтительные виды деятельности, доступные формы контроля, связанные со спецификой заболевания, и намечены зоны ближайшего развития ребёнка.

  • Очень важно помнить, что без родителей учебного процесса не происходит. Необходимо тесно с ними сотрудничать.

  • Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации ученика к обучению. Необходимо давать ему почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах, в конкурсе проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.

Какие трудности возникают при обучении учащихся на дому? Как их можно решать?

  • Специфика работы педагога в том, что он работает с больными детьми на дому. Его опыт – сугубо индивидуальный, он не может быть проверен в категориях формальной академической успешности.

  • Сама форма обучения гораздо более специфична, нежели обучение в классе в обычной школе. Учителю нужно все время изучать работы по специальной психологии и коррекционной педагогике.

  • Основная трудность педагогов – это преодоление привычки работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком.

  • Нельзя думать о ребёнке как о больном. Самое важное, что вся деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие мотивации и успешности.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

  • Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребёнка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

  • Зона ближайшего развития – уровень знаний, умений и навыков, который ребёнок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребёнка.

  • Компенсация – повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонентов, возмещающее некоторый недостаток.

  • Коррекционное обучение – особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.

  • Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих её предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Интернет-ресурс предназначен для педагогов-практиков, работающих в сфере инклюзивного образования, а также для студентов и преподавателей профильных средних и высших профессиональных учебных организаций, ученых, занимающихся вопросами работы с детьми с особыми образовательными потребностями, представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, некоммерческих организаций и родителей.

Просим обратить внимание, что для доступа на ресурс необходимо пройти обязательную онлайн-регистрацию.

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск,

ул. Карла Маркса, 93

 

 

 

 

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.