МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
РОДИТЕЛЯМ
УЧЕНИКАМ
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Важно не количество знаний, а их качество.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л.Н. Толстой
Министерство образования Красноярского края. Одарённые дети
ВЕБИНАР 11.11.2016 «Организация локальной системы выявления и поддержки одарённых детей». Лектор Вечерин Александр Викторович, старший преподаватель Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук. Презентация к вебинару
Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых детей – задача кропотливая и сложная. Одарённые дети – это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят». Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому ОУ новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток по спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема создания российской интеллектуальной элиты. Однако данный процесс не должен быть стихийным. Обеспечить планомерность и системность данного процесса и призвана программа «Одарённые дети».
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив гимназии видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования. Особенно тщательно родители относятся к выбору образовательного учреждения, когда речь идёт об определении своего неординарного, одаренного ребёнка.
Это школа:
-
где дают глубокие знания по всем предметам, а по окончании выпускники легко поступают в престижные ВУЗы;
-
где преподают высококвалифицированные, интеллигентные педагоги;
-
где есть свои традиции, порядок и дисциплина;
-
где уважают личность каждого ребёнка, развивают его интеллектуальные, духовные, спортивные, культурные способности не только через урок, но и систему дополнительного образования.
У маленьких учеников cпросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?» Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?» Рук поднялось примерно пять.
В десятых классах Токмаков опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?» Рук поднятых не видать.
А ведь ребята в самом деле когда-то рисовать умели.
И солнце на листах смеялось! Куда всё это подевалось?
В. Берестов
У учителя есть множество возожностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.
Научное общество учащихся – творческое формирование обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, культуры, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и проектно-опытнической деятельности под руководством педагогов и других специалистов. НОУ выполняет роль экспертизы одарённости, является средством повышения социального статуса научного исследования.
подраздел «Олимпиады, конкурсы» (перейти)
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одарённым и талантливым детям свойственны следующие черты:
-
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одарённых детей очень широки.
-
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
-
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
-
Не могут чётко развести реальность и фантазию.
-
Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
-
Для одарённых детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
-
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Выявление одарённых детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
-
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
-
Дети с признаками специальной умственной одарённости – в определённой области науки (подростковый образ).
-
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
-
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одарёнными обучающимися:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.
Признание коллективом педагогов и администрацией ОУ того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Включение в работу с одарёнными обучающимися учителей, обладающих определёнными качествами:
-
учитель для одарённого ребёнка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
-
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
-
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
-
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
-
увлечён своим делом;
-
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-
профессионально грамотным;
-
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
-
проводником передовых педагогических технологий;
-
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
-
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Применительно к обучению интеллектуально одарённых обучающихся ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов обучающихся. Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:
-
проблемный,
-
поисковый,
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
-
эвристический,
Состоит в том, что ученика путём ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.
-
исследовательский,
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
-
проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда обучающийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с обучающимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Формы работы с одарёнными обучающимися:
-
творческие мастерские;
-
групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
-
факультативы;
-
кружки по интересам;
-
занятия исследовательской деятельностью;
-
предметные недели;
-
НОУ;
-
конкурсы;
-
интеллектуальный марафон;
-
научно-практические конференции;
-
работа по индивидуальным планам;
-
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
-
Театрализованные праздники – особая форма работы с одарёнными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
-
Важнейшей формой работы с одарёнными обучающимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одарённых детей.
В обучении одарённых обучающихся в РФ применяются 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:
Ускорение.
Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одарённости.
Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Широко распространены школы с углублённым изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведётся по углублённым программам соответствующих предметов.
Обогащение.
Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.
Проблематизация.
Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний обучающихся, а также рефлексивного плана сознания.
-
Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации
-
Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников.
-
Научная деятельность школьников в рамках конференции обучающихся «Шаги в науку»
-
Рекомендации к оформлению участников городской конференции обучающихся 5-11 классов «Шаги в науку»
-
Рекомендации по оформлению научно-исследовательских работ обучающихся
Методики
Задания с ответами прошлых лет здесь
Работы известных психологов и исследователей о детской одарённости
-
О.А. Панферова. Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одарёнными детьми
-
Г.Н. Пяткина. Взгляд на одарённых детей и детскую одарённость с позиции современных исследований
-
В.И. Слинькова. Образовательные стратегии поддержки детской одарённости
-
А.И. Савенков. Количественные и качественные характеристики содержания образования одарённых детей
-
А.И. Савенков. Содержание образования как фактор развития детской одарённости
-
А.А. Шолохова. Система деятельности учителя по сопровождению детской одарённости
-
Е.В. Козина. Интерактивное обучение как средство формирования социальной компетенции одарённых детей
-
С.А. Смирнова. Программа повышения квалификации учителя, работающего с одарёнными детьми
-
Е.А. Морозова. К вопросу об этическом образовании и нравственном воспитании одаренных детей
-
С.В. Низова. Одарённый ребенок в дополнительном образовании – путь от элементарного к элитарному
-
Т.В. Разумовская. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одарёнными детьми
-
Т.Х. Дебердеева. Самосотворение: от понимания до мониторинга…
-
Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко. Интеллектуально-творческий потенциал России
-
Е.О. Федоровская. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребёнка
-
И.И. Тихомирова. Участие детских библиотек России в поиске и поддержке одарённых детей
-
А.П. Суходимцева. Развитие одарённости школьников средствами педагогического проектирования
-
В. В. Абраухова. Творческое развитие личности в учреждении доплнительного образования
-
О.С. Васильева. Психологическая помощь в раскрытии одарённости детей
-
Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко, Е.О. Федоровская. Развитие системы поддержки талантливых детей
-
А.В. Литвинова. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одарённых учащихся
-
И.Н. Сухоплюева. Как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку
-
М.А. Лемешевская. Проблема выявления одарённых детей в школе
-
Е.Е. Антонова. Теоретические подходы к построению структуры одарённости
-
А.В. Яковина. Модель готовности учителя к работе с одарёнными учениками
-
Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. Информационные технологии для одарённых
-
А. Кулемзина. Отношения: одарённый ребенок – образовательная система
-
Н.Ю. Синягина. Роль педагога в развитии одарённости младшего школьника
