ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Причины возникновения пожаров в быту
• неисправность электросети (электропроводки) и электроприборов
• утечка газа (неисправное газовое оборудование)
• неосторожное обращение и шалости с огнём
• использование неисправных отопительных приборов

Причины возникновения пожаров в лесу

Все пожары в лесу начинаются из-за внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Иногда случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек. Вот самые обычные причины начала этой экстремальной ситуации:

  • брошена горящая спичка;

  • охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

  • водитель оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности и т.д.;

  • кто-то разводил костёр в местах с подсохшей травой, на лесосеке с порубочными остатками, под кронами деревьев, в старых горельниках;

  • кто-то выжигал траву на лесных полянах, проталинах или стерню на поле около леса;

  • осколок стекла, брошенный на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза.

​Лесной пожар – это страшное бедствие. Лесные пожары уничтожают живущих в лесах зверей и птиц, снижают прирост древостоев, ослабляют лесные массивы, а затем усыхающие древостои становятся очагами вредителей и болезней леса. Лесные пожары несут огромные экономические и экологические потери.

Бюллетень пожарной безопасности «Пожару.net»

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях информирования работников организаций и населения в целом о состоянии пожарной безопасности в Красноярском крае, а также доведения основных требований пожарной безопасности, предоставляем для ознакомления информационный бюллетень пожарной безопасности.

ПОЖАРУ НЕТ.png

ВНИМАНИЕ! КРО ООО «Всероссийское добровольное пожарное общество» в 2021 году запланировало проведение конкурсов:

  1. Всероссийский смотр-конкурс «Лучшая дружина юных пожарных России»

  2. Всероссийский конкурс литературного творчества «Человек доброй воли»

  3. Всероссийский конкурс «Неопалимая купина»

Подробности в положениях: https://cloud.mail.ru/public/TxXD/6PNMCF8b7

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ​

Данные рекомендации содержат в себе исчерпывающий перечень подготовительных и основных мероприятий по проведению учебной эвакуации в ОУ, а именно:

  • порядок пользования огнетушителями и подручными средствами пожаротушения

  • приказ о проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара

  • о подготовке и проведении тренировки по эвакуации в ОУ

  • план проведения тренировки по эвакуации в учреждении

  • календарный план подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций

  • справка (акт) по итогам организации и проведения тренировки по эвакуации

  • приказ об итогах подготовки и проведения тренировки по эвакуации

Перечень документов является обязательным в номенклатуре дел по организации работы в ОУ по ГО и ЧС и пожарной безопасности.

ЭВАКУАЦИИ

ВНИМАНИЕ! Место сбора обучающихся МАОУ Гимназия № 15 в случае эвакуации на период:  

  • тёплого времени года (с 1 апреля по 30 сентября): школьный стадион и район дома по адресу пр. Машиностроителей, 13;

  • холодного времени года (с 1 октября по 31 марта): детский сад № 264 и школа № 65. ​В холодное время года местом сбора предусмотрены отапливаемые помещения.

Учебная эвакуация людей на случай пожара и других ЧС – эвакуация людей на случай пожара и других ЧС, проводимая в учебных целях.

Плановая учебная эвакуация людей на случай пожара других ЧС – учебная эвакуация людей на случай пожара и других ЧС, проводимая согласно плану.

Внеплановая учебная эвакуация людей на случай пожара и других ЧС – учебная эвакуация людей на случай пожара и других ЧС, проводимая вне плана.

Внезапная учебная эвакуация людей на случай пожара и других ЧС – учебная эвакуация людей на случаи пожара и других ЧС, проводимая без извещения их о планируемой эвакуации, по указанию вышестоящих органов управления образования и местных органов Государственного пожарного надзора; без проведения подготовительных мероприятий.

Отсутствие навыков поведения персонала и обучающихся при пожаре 100% приведёт к панике, бесполезной беготне и давке. Как следствие – отравления угарным газом, жертвы. А это не только горе родителей, но и уголовные дела, заведённые на персонал всей школы, не только ответственных за противопожарную безопасность. Именно поэтому крайне важными являются регулярные практические тренировки учебных эвакуаций. Тренировочная эвакуация в ОУ

​Регулярное проведение тренировок  обучающихся и персонала ОУ при угрозе возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций (в школах проводится не реже 1 раза в квартал; в ДОУ, УДО – не реже одного раза в полугодие). Во время тренировок у персонала и обучающихся вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию.​ Правильная организация действий по спасению людей до прибытия пожарной охраны напрямую зависит от качества проведения практических занятий и учебных тренировок, направленных на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения обучающихся и персонала ОУ при любых чрезвычайных ситуациях.

Действия по эвакуации из здания в случае пожара в образовательном учреждении

Необходимо помнить, что в учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 м/мин, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 мин. становится смертельным. Вот почему при чрезвычайной ситуации пожара в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

  • Вызов пожарной охраны (при обнаружении пожара или признаков горения: запах гари, задымление, повышение температуры, или срабатывании системы оповещения о пожаре немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01 или 112, назвать адрес объекта, место возникновения пожара, сообщить свою фамилию).

  • Оповещение о пожаре руководителя или ответственного за пожарную безопасность учреждения.

  • Эвакуация (главной целью является спасение человеческой жизни, без паники немедленно до приезда пожарных начать эвакуацию людей, по возможности принять меры по тушению пожара и сохранности материальных ценностей; открыть все эвакуационные выходы из здания; при необходимости отключить электроэнергию, по пути за собой плотно закрыть двери, чтобы преградить дорогу огню; учитель строит учеников попарно, он берёт список учеников и выходит из класса последним,  выключает свет, прикрывает дверь; учитель идёт позади строя, дети с ОВЗ находятся под его личным контролем; дети-колясочники и с дети ДЦП не должны быть в общем потоке; впереди строя идут рослые физически здоровые мальчики). Малейшая заминка может быть фатальной. 

  • Обеспечение соблюдения требований безопасности работниками,  которые по возможности принимают участие в тушении пожара, имеющимися средствами.

  • Сбор (по прибытии классов на место сбора провести проверку по спискам, при отсутствии кого-либо из обучающихся доложить об этом лицу, ответственному за эвакуацию).

  • Организовать встречу прибывающих пожарных подразделений и указать кратчайший путь для подъезда к месту пожара, проинформировать руководителя тушения о количестве эвакуированных обучающихся и наличии людей в здании. ​

  • После эвакуации детей по возможности проверить все помещения, чтобы исключить пребывание обучающихся в опасной зоне: от испуга они нередко прячутся в укромные местах.

Порядок действия учителя при пожаре

  • Не поддаваться панике самому и успокоить детей.

  • В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причём первыми выводят учеников младших классов.

  • Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.

  • Если выход из класса безопасен, попарно построить обучающихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть марлевые повязки для защиты органов дыхания, надеть их на детей. Взять классный журнал/ список обучающихся, выключить свет, прикрыть дверь и последним выйти из класса.

  • Выводить обучающихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Учитель при этом должен идти позади (дети с ОВЗ находятся под его личным контролем; дети-колясочники и с дети ДЦП не должны быть в общем потоке); впереди строя поставить самых рослых и физически развитых мальчиков.

  • По окончании эвакуации, в заранее определённом безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по списку. Учитель должен неотлучно находиться рядом с выведенными из зданиям обучающимися.

  • Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы бойцы немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

Меры предосторожности

  • в задымлённом помещении двигайтесь как можно ближе к полу – там меньше дыма;

  • придерживайтесь стен, чтоб не потерять ориентацию в дыму;

  • дышите через мокрую ткань;

  • не пользуйтесь лифтами, спускайтесь по незадымляемым лестницам;

  • если огонь отрезал путь к выходу, оставайтесь в помещении, законопатив щели входной двери мокрой тканью; 

  • из окна подавайте сигналы о помощи.

​Чем опасна паника

Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т.д.) часто сопровождается отключением напряжения. К сожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.

Паника (безотчётный страх) – это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимо и неконтролируемо стремящихся избежать опасной ситуации. 

 

Паника может возникнуть даже тогда, когда отсутствует реальная угроза, а люди всё равно поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, теряется способность правильно воспринимать и оценивать обстановку. Панические реакции у детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действий, общей заторможенности вплоть до крайней степени – полной неподвижности, когда человек физически не способен действовать и выполнять команды. Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее убежать от реальной или мнимой опасности. При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать. Только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой чёрный дым и наступает темнота. Дым опасен не только содержащимися в нём токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает практически невозможной эвакуацию людей из опасного помещения. При потере видимости организованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх, подавляющий сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию.

Паника страшна тем, что люди, стремясь поскорее покинуть опасную зону, скапливаются у выходов и закупоривают их. Многие из бегущих людей в принципе способны к объективной оценке ситуации и разумным действиям, однако, испытывая безотчётный страх и заражая им других, они сами препятствуют собственной эвакуации. Очень важно в этой ситуации, чтобы нашёлся человек, способный взять на себя руководство действиями охваченных паникой людей. Ухудшение видимости, паника, токсичное воздействие продуктов горения могут привести к гибели людей. Нагретые продукты горения, поступая в объём лестничной клетки, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й минуте от начала пожара температура воздуха в лестничной клетке, примыкающей к месту пожара, достигает 120-140°С, что значительно превышает предельно допустимое значение для человека. Основной причиной гибели людей на пожарах является отравление угарным газом. Это опасное вещество реагирует с гемоглобином крови в 200-300 раз активнее, чем кислород, вследствие чего организм не снабжается кислородом. 50-80% случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением угарным газом и недостатком кислорода.​

Методические материалы для подготовки классных часов, бесед по ПБ. Памятки

Рождественских праздников»

 

 

 Помните и всегда выполняйте правила пожарной безопасности!

Ребята! Правила ПБ никогда нельзя забывать. Рассказывайте о них своим товарищам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти свой дом, школу, лагерь и другие помещения от возгорания и окажете неоценимую помощь в деле предупреждения пожаров работникам противопожарной службы. 

  • Не балуйтесь со спичками и не давайте шалить подобным образом своим друзьям.

  • Без присутствия взрослых не зажигайте спички и свечи.

  • Электроприборы, включенные в сеть, не оставляйте без присмотра, потому что они часто становятся причиной пожара. Игры с электронагревательными приборами опасны для здоровья, а, в некоторых случаях, и для жизни.

  • Не поджигайте сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

  • Не оставляйте незатушенных костров.

  • Не кидайте в костёр незнакомые флакончики и баллончики, они могут взорваться.

  • Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель).

  • Не растапливайте печь самостоятельно (особенно с помощью бензина, керосина).

  • Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, и не сушите над ней одежду.

  • Не играйте без взрослых новогодними фейерверками и хлопушками.

  • Не играйте с бензином и другими горючими веществами.

  • Спички и зажигалки предназначены для хозяйственных нужд. Они не могут служить предметом для игр, и без надобности их брать и вовсе не стоит.

  • Даже одна маленькая искра может стать причиной большого пожара. Поэтому не допускайте возникновения даже небольшого огня в помещении.

Однако не всегда удаётся предотвратить пожар. Случается, что независимо от наших стараний по профилактике пожаров, возгорание всё же происходит. Поэтому, нужно быть готовым к такой ситуации, чтобы не растеряться и действовать быстро и уверенно. Только так вам наверняка удастся спастись от огня, и помочь своим друзьям и близким. 

Хорошо заучите, и никогда не забывайте правила, которые помогут вам, если вдруг случится пожар:

  • Постарайся первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошёл по вашей вине).

  • Позвони в пожарную охрану по телефону 01 или 112, сообщи свой адрес и что горит. Сообщив о пожаре, спроси у оператора, что тебе лучше делать дальше: попытаться самому потушить огонь или не принимать никаких мер, выйти на улицу, чтобы встретить пожарных и т.д. Внимательно выслушай ответы оператора и обязательно сделай то, что он скажет.

  • Если в квартире начался пожар, а взрослых нет, убегай подальше от огня. Если квартира не закрыта, не задумываясь, уходи из квартиры.

  • Убегая из горящей комнаты, не забудь закрыть дверь, чтобы дым и огонь не распространился по всей квартире.

  • Если дверь дома закрыта, и выйти нет никакой возможности, кричи в окно, зови на помощь.

  • Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.

  • Даже если вам очень страшно находиться в горящей квартире, не надо прятаться под кровать, в шкаф или другие тайные места, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти.

  • Если загорелась ваша одежда, падайте на землю или пол, и катайтесь по нему, пока огонь полностью не погаснет.

  • Рот и нос закрой влажной тряпкой. Не открывай окно (это усилит горение).

  • Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте балкон, окно или хотя бы форточку и зовите на помощь.

  • Если в доме пожар, не пользуйтесь лифтом. Он может остановиться между этажами, а вы окажетесь в самой настоящей ловушке.

  • Если рядом с тобой находятся пожилые люди или маленькие дети, помоги им покинуть опасную зону.

  • Не забудь про своих домашних питомцев, ведь они не могут позаботиться о себе сами. Если не можешь взять их с собой, покидая квартиру, постарайся найти для них наиболее безопасное место. Таким местом, к примеру, может стать ванная комната.

  • Тушить пожар – дело взрослых, но вызвать пожарных может любой ребёнок. Хорошенько заучите номер пожарной охраны. Он не сложный «01». А если у вас есть сотовый телефон, набирайте «112», чётко и спокойно произнесите своё имя и адрес, опишите ситуацию, и будьте уверены, к вам на помощь придут обязательно. Знай: вызов пожарной команды просто так, из шалости или любопытства, не только отвлечёт спасателей от настоящего происшествия, но и будет иметь весьма неприятные последствия. Заведомо ложный вызов пожарных (милиции, «скорой помощи», других специальных служб) является нарушением закона и наказывается штрафом, который придётся заплатить твоим родителям. Помните, что пожар намного легче предупредить, чем потушить!

Безопасность: как выжить во время пожара в школе

Инструктаж по ПБ для школ 

Видеоролики о пожарной безопасности:

Учебный фильм «Эвакуация из школы при пожаре»