МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

РОДИТЕЛЯМ

ОСТОРОЖНО, ЭКСТРЕМИЗМ!

 

Смысл человеческой жизни быть источником света и тепла для других людей.

Быть сознанием Вселенной и совестью человечества.

 

 С.Л. Рубинштейн

16 ноября – Международный день толерантности

Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в т.ч. около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодёжи.

Экстремизм (равно как и терроризм, сепаратизм и ксенофобия) в начале XXI века относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. По мнению ряда экспертов, на начало XXI века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибло более 5 тысяч человек и 11,5 тысяч пострадало. Цель наиболее крупных акций – нанесение ударов, в т.ч. психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации; нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского либо шовинистического толка, а также получение доступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами, между людьми. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».  

Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма  явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства  и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической  неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий  на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм – это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы  и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

 

Экстремистская деятельность (экстремизм) –  это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или   отношения к религии;

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения  к  религии;

  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой  его  применения;

  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении  какой-либо социальной группы;

  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового  распространения;

  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в т.ч. путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

  • исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной групп.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности РФ; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

  • Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещённых Уголовным Кодексом РФ.

  • Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Презентация «Работа по противодействию экстремизма и терроризма»

Презентация «Предупреждение вовлечения молодёжи в террористические и экстремистские  организации»

ОСТОРОЖНО, ЭКСТРЕМИЗМ!

(памятка по недопущению вовлечения в организации националистического толка)

Россия – многонациональное государство. Более 200 национальностей на территориях современной РФ проживает в мире и согласии, понимая сложившиеся в обществе традиции и обычаи различных этносов и представителей религиозных сословий.

Конституцией РФ всем гражданам гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Именно многонациональный народ РФ стал создателем основного документа России, который благополучно более двух десятков лет стоит на страже защиты прав и свобод человека и гражданина.

Экстремизм – высоко общественно опасное явление, имеющее далеко идущие последствия. Термин «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» – крайний. Сама по себе приверженность к какой-то особой точке зрения, постановка её в центр внимания не является чем-то общественно-опасным. Другой вопрос, как осуществляется её отстаивание и как это соотносится с охраняемыми законом правами, свободами, законными интересами других людей, общества, государства?

Противодействие экстремистским проявлениям регламентировано Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», исполнение требований которого обязательно для всех граждан России. Ответственность за совершение правонарушений и преступлений экстремистского характера предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Зачастую проявление экстремизма становится результатом противоправной деятельности общественных объединений, в т.ч. лидеры и участники которых придерживаются идей националистического толка.

Основные особенности экстремизма в молодёжной среде:

  • Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределённостью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

  • Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

  • Эстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

  • Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

 

Памятка родителям (законным представителям) по профилактике экстремизма

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодёжь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причём молодёжь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности. Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость. Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребёнка под влияние пропаганды экстремистов:

  • Разговаривайте с ребёнком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

  • Обеспечьте досуг ребёнка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

  • Контролируйте информацию, которую получает ребёнок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

  • его/ её манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

  • резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

  • на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания;

  • в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

  • подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

  • повышенное увлечение вредными привычками;

  • резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

  • псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребёнок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

  • Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

  • Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определённых целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

  • Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!

 

Лингвистические проявления экстремизма

  1. Открытые призывы к насилию  (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в т.ч. и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть чёрным»);

  2. Открытые призывы к дискриминации, в т.ч. в виде общих лозунгов;

  3. Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа «хорошо бы сделать с ними …», «давно пора …», «нужно всем вместе сделать…», «следует не позволять им …» и т.п.);

  4. Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);

  5. Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»);

  6. Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»);

  7. Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и её представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане - бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.);

  8. Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнём и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»);

  9. Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане – воры»);

  10. Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане – обманщики» – отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности);

  11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;

  12. Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «инородцы превращают Москву/Красноярск в нерусский город», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»);

  13. Упоминание этнической или религиозной группы или её представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в т.ч. в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);

  14. Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»);

  15. Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;

  16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);

  17. Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации)

 

Памятка  по недопущению участия в протестных акциях, мероприятиях, провоцирующих национальную, религиозную или социальную рознь

  • Не участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях, акциях протеста и других массовых мероприятиях, проводимых с использованием лозунгов, провоцирующих религиозную или социальную рознь.

  • Не вступать и не сотрудничать с организациями, движениями, праворадикальными группами, пропагандирующими национальное превосходство, ненависть, антисемитизм и ксенофобию, призывы к акциям неповиновения, силовые методы решения национальных, религиозных и социальных проблем.

  • Не откликаться на различные призывы и уговоры в сетях Интернет к участию в различных экстремистских мероприятиях, митингах по поддержке национал-экстремизма и противоправных действий

  • Быть вежливыми во взаимоотношениях с гражданами разных национальностей и вероисповеданий, не допускать оскорблений и противоправных действий по отношению к трудовым мигрантам и членам их семей.

  • Не проходить мимо нанесённой нацистской свастики, этнических оскорблений, символов насилия, проявлять активную гражданскую позицию, сообщать о фактах экстремистской деятельности в правоохранительные органы.

  • Информировать правоохранительные органы, администрацию города Красноярска о существовании организаций и отдельных лиц, склонных к экстремистской деятельности

Административная ответственность:

нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности,

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

- производство и распространение экстремистских материалов;

- незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации.

Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся:

- массовые беспорядки (статья УК РФ 212);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ);

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ);

- организация экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ);

- организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК) 

- участие в деятельности террористической организации (статья 205.5 УК РФ);

- участие в вооруженных формированиях на территории иностранного государства (статья 208 УК РФ).

Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска»,

в т.ч., принадлежащих к НМО:

  • Наличие у подростка серьёзных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение)

  • Появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»

  • Пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин

  • Употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ

  • Кризисная ситуация в семье

  • Резкое ухудшение состояния здоровья

  • Другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка

  • Появление необычной атрибутики во внешнем виде

 

Уважаемые обучающиеся и родители (законные представители)! 

В целях профилактики терроризма и экстремизма, а также противодействия их идеологии, просим вас  ознакомиться с  видеоматериалами антитеррористической и антиэкстремистской направленности по ссылке https://cloud.mail.ru/public/2ix3/4Jkp3QSoh:

  • художественный фильм режиссёра Александра Новопашина «Рядом с нами» о противодействии вербовочным технологиям, подготовленный по заказу Главного управления по противодействию экстремизму МВД России;

  • 10 социальных роликов антитеррористической направленности, изготовленных ООО «Кинокомпанией «Мастерская» по заказу Аппарата Национального антитеррористического комитета.

ВНИМАНИЕ! Движение «Арестантское уголовное единство» («АУЕ») запрещено. Верховный суд РФ 17.08.2020 удовлетворил административное исковое заявление Генерального прокурора РФ (дело № АКПИ20-514С) и признал международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» экстремистским и запретил его деятельность на территории РФ. Таким образом, деятельность лиц, причисляющих себя к запрещённой криминальной субкультуре попадает под признаки уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного ст.282.2 УК РФ, регламентирующую уголовную ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Уголовная ответственность в указанной норме также предусмотрена и за участие, склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации. Максимальное наказание предусмотренное санкцией данной статьи – лишение свободы сроком до 10 лет.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ! В связи с установлением фактов распространения информации террористического и экстремистского толка уполномоченные государственные органы могут реагировать посредством возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении распространителя такой информации.

В соответствии с действующим законодательством, за распространение информации террористического толка может наступать административная ответственность, предусмотренная:

- ст. 6.17 КоАП РФ (нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию);

- ст. 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации);

- ст. 13.23 КоАП РФ (нарушение установленного законом порядка представления обязательного

экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а равно порядка хранения материалов теле- и радиопередач);

- ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики

или символики, либо атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами);

- ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека);

- ст. 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения).

Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена уголовная ответственность за подобные действия:

- ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности) в случае, если лицо содействует путём предоставления соответствующей информации (например, о деятельности террористической организации, что само по себе является вербовкой);

- ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма);

- ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности);

- ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, равно унижение человеческого достоинства).

Ответственность за данное деяние наступает при повторном совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ.

Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.
 

Хенрик Ягодзинский

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Толерантность (от латинского «tolerantia» – терпение) – это уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все происходящее.

Дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним общий язык. Уважение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии, различиям. Терпение друг к другу. Терпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение терпеть его привычки, обычаи. Общение между двумя людьми, доверие между ними. Вид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга. Когда люди уважают друг друга, относятся с терпением и доброжелательностью, когда стараются ни в чём не отказывать другим, но при этом имеют свое мнение. Когда нет фашизма, насилия и расизма на земле. Уважение прав каждого человека. Дружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а так же признание индивидуальности каждого человека.

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами – членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

Основные принципы толерантности:

  • Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

  • Уважение различий.

  • Понимание индивидуальной неповторимости.

  • Взаимодополняемость как основная черта различий.

  • Взаимозависимость как основа совместных действий.

  • Культура мира.

  • Сохранение памяти.

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей, терпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом. Сейчас в крае проживают представители десятков религиозных конфессий. Социальные, экономические, политические, культурные факторы, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции в течение ближайших лет будут способствовать дальнейшему увеличению этнического и конфессионального многообразия населения края, города. В нашей гимназии есть представители разных национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, таджики, киргизы и т.д.; есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. 31.12.1999 Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

  • Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

  • Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

  • Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, обучающимся, умение понять и простить их несовершенства.

  • Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

  • Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно. Приходится констатировать, что среди молодёжи достаточно широко распространились расистские, националистические настроения. Может ли школа препятствовать таким влияниям? Да. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей, обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость).

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

(утверждена резолюцией  5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995)

ПРЕАМБУЛА. Государства – члены Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября – 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчёркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в т.ч.:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах,

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

  • Конвенцию о правах ребёнка,

  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединённых Наций и Международного десятилетия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, проведённых в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединённых Наций, посвящённого толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединённых Наций, посвящённого толерантности, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищённым группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности, преисполненные решимости сделать всё необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

СТАТЬЯ 1. ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

СТАТЬЯ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищённых групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).

СТАТЬЯ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищённым группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

СТАТЬЯ 4. ВОСПИТАНИЕ

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

СТАТЬЯ 5. ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

СТАТЬЯ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности.

ЭКСТРЕМИЗМУ – НЕТ!

Если Вы столкнусь со случаями медиа- и кибер-угроз (суицидальный контент, пропаганда насилия, дискриминация по национальному или религиозному признаку, распространение экстремистских идей, Интернет-вербовка и др.) сообщите о проблеме на сайте http://www.resurs-center.ru.

 

Пожаловаться на противоправный контент

https://www.oprf.ru/1449/2134/2412/2413/

С помощью этой формы вы можете прислать ссылку на интернет-ресурс или аккаунт Твиттер, Фейсбук, ВКонтакте, ведущий пропаганду терроризма, межнациональной и межрелигиозной вражды.

Внимание!

Алгоритм действий по мониторингу аккаунтов обучающихся в социальных сетях на предмет выявления контента, свидетельствующего о возможной причастности подростка к сообществам, пропагандирующим криминальную субкультуру

stopterror.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 117

Телефон приёмной: (391) 200-24-10
Факс: (391) 200-35-13

E-mail: guo@admkrsk.ru

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.