Антикоррупционная политика

Две вещи  наполняют душу сильным удивлением и благоговением:

звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.                                                                                                                                   

                                                                                                                 Иммануил Кант

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

 

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врачи т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания. 

 

Согласно макроэкономическими +

 

 исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

Типология

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степеницентрализации, предсказуемости и т.д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счёт принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

 

Формы коррупции

В системе государственной службы формы коррупции разнообразны. Они могут проявляться в виде:

  • вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

  • служебного мошенничества и других формах хищения;

  • получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;

  • оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;

  • поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счёт заинтересованных в решении вопросов партнёров;

  • латентного вымогательства взяток, в т.ч. незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

  • вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

  • получения руководителями от подчинённых доли взяток и др.

Наряду с традиционной формой взятки появились её современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлечённых в коррумпированные отношения. Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки.

Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т.д.

Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель.

Области распространения коррупции

  • медицина: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; использование врачами медоборудования в целях личного обогащения; «разводка» врачом больных на деньги или на покупку медицинского товара у приближённой фирмы;

  • автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами;

  • судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм;

  • налоговые органы: «закрытие глаз» на налоговые правонарушения;

  • правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование;

  • бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание афилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;

  • вузы: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.

  • получение кредитов;

  • конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств;

  • строительство и ремонт за счет бюджетных средств;

  • надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

  • освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

  • государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

  • поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;

  • приём на работу в коммерческие частные или полугосударственные структуры с высоким уровнем доходов родственников высокопоставленных государственных чиновников

Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности. Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее?» был сделан неутешительный вывод: «Школа не даёт сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций».

Коррупция включает в себя две составляющие

правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, чётко определенная позиция государства и всего общества.

В п. 33 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дано понятие конфликта интересов педагогического работника.
Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
К ситуации конфликта интересов педагогического работника относится запрет ч. 2 ст. 48 Федерального закона №273-ФЗ на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся того учреждения, где педагог работает, если это ведёт к конфликту интересов. 

 

Статья 10 «Конфликт интересов» ФЗ от 25.12.2008 №  273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

Противодействие коррупции в образовательных организациях в части взимания непредусмотренных законодательством сборов

Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к таким последствиям:

  • Подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием». То есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто не может этого сделать.

  • Духовная деградация общества.

  • Утрата принципов объективности, неподкупности и высоких этических стандартов. Рост коррупции дискредитирует саму сущность образования.

  • Снижение уровня знаний, отсюда ухудшение качества человеческого капитала общества.

Область применения антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика (далее – политика) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности МАОУ Гимназия № 15. Политика подлежит соблюдению всеми работниками гимназии вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также другими лицами, физическими и (или) юридическими, с которыми гимназия вступает в иные договорные отношения. В гимназии созданы все необходимые механизмы для освещения антикоррупционых мер и предотвращения коррупции. Администрация гимназии серьёзно относится к своей репутации, поэтому следовать закону – наш принцип. Этот раздел создан для освещения антикоррупционной деятельности.

Цель и задачи

Основной целью политики является обеспечение работы по профилактике и противодействию коррупции в гимназии.

Задачами политики являются:

  • определение основных принципов противодействия коррупции;

  • установление процедур и мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции;

  • информирование работников, а также других лиц, физических и (или) юридических, с которыми гимназия вступает в иные договорные отношения о принципах, процедурах и конкретных мероприятиях, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности МАОУ Гимназия № 15.

 

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников ОУ, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в т.ч. родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 №135 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

по вопросам противодействия коррупции в сфере деятельности Министерства просвещения России обращаться по адресу: ул. Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006 или по адресу электронной почты d12@edu.gov.ru.  

Подробнее >>>>

Номер «телефона доверия» по противодействию коррупции

 (администрация города Красноярска): 8(391) 226-10-60

работает ежедневно в будние дни с 09.00 до 18.00

 

Возможность диалога между жителями города и городской властью обеспечена как традиционными способами – путём осуществления личного приёма граждан руководителями администрации или рассмотрения письменных обращений, так и с использованием IT-технологий – в электронном виде через рубрику «Виртуальная приёмная» официального сайта администрации города, а также через интерактивную систему «Информационный киоск», позволяющую в режиме on-line обратиться в администрацию города с клавиатуры сенсорных терминалов, установленных в общественных местах города.

Кроме того, функционирует и специально выделенная линия противодействия коррупции «Телефон доверия 226-10-60». По «телефону доверия» принимается любая информация о возможных фактах коррупционных действий муниципальных служащих в органах и территориальных подразделениях администрации города Красноярска, а также работников муниципальных учреждений и предприятий города Красноярска. 

 

«Телефон доверия» по противодействию коррупции в МАОУ Гимназия № 15: 

8(391) 267-65-22 (директор Федулова Татьяна Ивановна)

По «телефону доверия» принимается любая информация о фактах коррупционного поведения и коррупционных проявлениях в деятельности работников гимназии.

 

Обращаемся ко всем, кто столкнулся с фактами проявления коррупционных действий: не бойтесь, сообщайте о противоправных действиях сотрудников гимназии! Администрация гимназии гарантирует вам защиту от возможных последствий ваших заявлений! Вы можете задать вопрос или сообщить о фактах коррупционных действий в рубрике «Обращения граждан» на сайте гимназии, лично членам комиссии или отправить электронное письмо на адрес gimnazia15.mail.ru. 

Нормативно-правовая документация

федеральное законодательство

​Статья 575. Запрещение дарения

краевое законодательство

муниципальное законодательство

Муниципальной антикоррупционной программой на 2017-2019 годы, утверждённой Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.12.2016 №16-198, предусмотрено проведение анализа результатов рассмотрения обращений правоохранительных органов, контрольных и надзорных органов по вопросам нарушения законодательства в области противодействия коррупции и выявленных нарушений в целях своевременного устранения причин и условий, способствующих их совершению, по результатам писем департамента общественной безопасности о проведенном анализе соответствующих обращений.

Локальные нормативные акты

Отчёт о мероприятиях по противодействию коррупции в МАОУ Гимназия № 15

Тематические информационно-разъяснительные материалы по антикоррупционной тематике, направленные на повышение уровня правосознания граждан 

Генеральной прокуратурой РФ разработан ряд тематических информационно-разъяснительных материалов, направленных на повышение уровня правосознания граждан: памятки и буклеты с пояснениями законодательства в сферах, имеющих повышенный коррупционный риск и обоснованием целесообразности выбора некоррупционного поведения; короткометражные видеоролики о негативных последствиях коррупционных действий; компьютерный программный продукт с образовательным наполнением в виде игрового тестирования. Электронная версия материалов размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в разделе «Противодействие коррупции»: www.genproc.gov.ru/anticor.

Прокуратурой города Красноярска разработаны памятки по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта  интересов, выполнению требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данные памятки размещены на официальном сайте администрации города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Кадровая политика».

            Памятка 1
             Памятка 2
             Памятка 3

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников

Конкурс Генпрокуратуры РФ «Вместе против коррупции»

Конкурс «Вместе против коррупции!»

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ № 08-585 от 20.05.2013 в целях формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся общеобразовательных учреждений Минобрнауки России направило для использования в работе методические рекомендации «Система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении»

Памятка для граждан 

Ваши действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа)

  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, подкупа, последовательность решения Вашей проблемы);

  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

  • не берите инициативу в разговоре на себя, позвольте потенциальному взяткодателю сообщить Вам как можно больше информации;

  • постараться записать ваш разговор со взяткодателем на видео-аудио;

  • ни в коем случае не давать взятку;

  • сообщить о факте вымогательства в полицейские органы.

Социальные ролики:

  • Эстафета добрых дел

  • Продажный чиновник

  • Вредная привычка

Анкетирование «Что ты знаешь о коррупции?»

Анкета 1

Обучающиеся отвечают на 10 вопросов. По итогам анкетирования выявляется процент обучающихся, знающих всё о коррупции. Вопросник анкеты «Что ты знаешь о коррупции?»

1. Что Вы понимаете под коррупцией?

a) Взяточничество    b) Подношение подарков должностным лицам   c) Использование должностного положения в личных, корыстных интересах              d) Вымогательство

2. Как Вы думаете, существуют ли в нашем обществе факты, явления коррупции, взяточничества?

a) Очень часто   b) Часто    c) Редко     d) Очень редко

3. Как вы думаете, за последние 3-4 года уровень коррупции в стране изменился?

a) Коррупции стало намного больше    b) Нет, все осталось на том же уровне     c) Коррупции стало намного меньше

4. Даже если Вы лично не сталкивались с проблемой, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, представители каких профессий наиболее коррумпированы?

a) Преподаватели ВУЗов   b) Сотрудники ГАИ (ГИБДД)   c) Сотрудники таможенных органов  d) Сотрудники учреждений исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы)   e) Судьи    f) Чиновники

5. Приходилось ли Вам или членам вашей семьи попадать в коррупционную ситуацию независимо от того, давали Вы взятку или нет

a) Да    b) Нет

6. Если бы вам пришлось попасть в коррупционную ситуацию, то пришлось ли бы Вам при этом давать взятку, или всё-таки вы бы обошлись без взятки?

a) Да, пришлось бы давать взятку       b) Обошёлся бы без взятки

7. Почему вы не согласились бы дать взятку должностному лицу?

a) Взятка мне «не по карману»     b) Я принципиально не даю взятки c) Испугался бы уголовной ответственности

8. При решении какой проблемы или в какой ситуации вы все-таки смогли бы дать взятку?

a) Устройство ребёнка в дошкольное учреждение    b) Вуз: поступить, перевестись, экзамены, и т.д.   c) Военкоматы: решение проблем в связи с призывом на военную службу       d) Суды: добиться справедливости или желаемого результата в суде    e) Полиция: получить помощь и защиту   f) ГАИ: урегулировать ситуацию, получение прав, техосмотр, дорожное движение и др. g) Прокуратура: получение правовой помощи и защиты h) Учреждения исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы): при посещении родственников, передаче посылок и др.

9. В чём, по Вашему мнению, причины коррупции?

a) Недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами b) Несовершенство судебной системы c) Неадекватность наказания за факты коррупции

10. Видели ли Вы информацию об антикоррупционных мероприятиях в СМИ (статьи в газетах, сюжеты на телевидении)?

a) Да    b) Нет

Анкета 2

1. Что такое, на Ваш взгляд, коррупция?

a) Взятка  b) Использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам  c) Затрудняюсь ответить 

2. В каких сферах, на Ваш взгляд, чаще всего встречается коррупция в России?

a) Политика  b) Образование  c) Исполнительные органы власти  d)  Медицина  e) Военная сфера  f) Все сферы

g) Затрудняюсь ответить

3. Можно ли, на Ваш взгляд, искоренить коррупцию в России?

a) Да    b) Нет

4. Что, на Ваш взгляд, является самым действенным способом по борьбе с коррупцией?

a) Пожизненное заключение  b) Смертная казнь  c) Ужесточение законов  d) Изменение сознания людей 

e) Лишение полномочий f) Затрудняюсь ответить 

akorpam.jpg

СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

цели.jpg

Официальный сайт.

 

МАОУ ГИМНАЗИЯ 15

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Все права защищены.

Использование материалов с сайта возможно только с разрешения правообладателя.

 

Учредитель - Муниципальное образование город Красноярск.

(Адмнистрация города Красноярска)

 

Адрес учредителя - 660049, г. Красноярск,

ул. Карла Маркса, 93

 

 

 

 

8 (391) 266-93-60

 

8 (391) 267-65-22

Лицензия 24ЛО1 № 0001384, выдана министерством образования Красноярского края

номер 8213 от 12.10.2015. 

Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации 24А01 № 0000868,

выдано министерством образования Красноярского края

Регистрационный номер 4365 от 16.10.2015.

Срок действия – до 01.04.2025.